Бюджетная и налоговая системы государства
1.3.1. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетная система занимает важное место в организации финансово-кредитной системы государства. Под бюджетной системойпонимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетное устройство разных стран обусловлено их государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики и ее структурных элементов. Известны две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) два звена управления — центральное и местное. В федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три: центральное, членов федерации и местное.
Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:
♦ оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти;
♦ полнота бюджета;
♦ единство бюджета;
♦ приоритетность публичных расходов;
♦ достоверность и наглядность бюджета;
♦ ежегодное утверждение бюджета;
♦ бюджетное равновесие.
Обязательное оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.
Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции государства как по доходам, так и по расходам. Бюджет-нетто содержит только сальдовые результаты по статьям бюджета: поступления по отдельным статьям доходов бюджета за вычетом издержек на получение указанных доходов. Иногда встречаются так называемые смешанные бюджеты, сочетающие черты брутто- и нетто-бюджетов.
Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении бюджета зачастую встречается стремление к созданию привилегированных статей бюджета, что нарушает принцип единства бюджета.
Только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета возможно применение принципа приоритетности публичных расходов, который основан на том, что осуществление государством функций не ставится в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер
п -блинных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов. Вопрос о том, насколько необходимы те или иные государственные расходы, решается на основе использования методов политического анализа и критериев общественной полезности.
Целям эффективного обсуждения бюджетных проектов и гласности бюджетной политики служит принцип достоверности и наглядности бюджета. Этот принцип чрезвычайно полезен для иностранных инвесторов, международных организаций, рейтинговых агентств, населения и предпринимателей.
Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в разных странах финансовый год определяется по-разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции — 1 июля, в США — 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).
Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.
Первым звеном бюджетной системы является государственный бюджет, т.е. основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.
Существует ряд важных характеристик государственного бюджета: форма, материальная сущность, экономическая сущность и юридическое оформление. Форма бюджета — финансовый план. Материальная сущность — централизованный фонд. Экономическая сущность — совокупность экономических отношений. Юридическое оформление — закон.
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
♦ перераспределение национального дохода;
♦ финансовое обеспечение социальной политики;
♦ государственное регулирование и стимулирование экономики;
♦ контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
За государственным бюджетом закреплены важнейшие источники доходов, такие как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций: военные, экономические, социальные, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные.
Вторым звеном бюджетной системы являются региональные (местные) бюджеты. Впоследние годы роль региональных бюджетов во многих странах возрастает. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, функция регулирования социально-экономических процессов в значительной степени переходит от центральных уровней государственной власти к местным. Происходит смещение акцентов в источниках финансирования в сторону региональных бюджетов. Расходы на здравоохранение, образование, коммунальное обслуживание населения, охрану окружающей среды все в большей мере финансируются из региональных бюджетов.
Во-вторых, важной задачей региональных бюджетов является нивелирование различий в уровнях экономического и социального развития территорий. Государство решает эти вопросы при помощи собственных доходов региональных бюджетов и выделяемых на эти цели средств из вышестоящих бюджетов в виде регулирующих налогов и субвенций.
Вопросы взаимодействия государственного бюджета с другими звеньями бюджетной системы решаются в зависимости от формы государственного устройства. Распределение компетенции между различными уровнями государственного управления как в федеративных, так и в унитарных государствах устанавливается конституционно.
Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. Совокупность налоговых платежей всех уровней государственной власти образует налоговую систему, более подробно они будут рассмотрены позже. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.
К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.
В формировании доходной части региональных бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих бюджетов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.
Расходы региональных бюджетов зависят от уровня децентрализации управления социальной сферой в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объем финансовых ресурсов, пропускаемых по каналам региональных бюджетов, тем выше их доля в общегосударственных бюджетных расходах. К странам с высоким уровнем децентрализации управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия и др.
В зарубежных странах широко распространена практика разделения региональных бюджетов на бюджет текущих затрат и бюджет развития. Бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на финансирование текущих затрат, т.е. на покрытие эксплуатационных издержек. В бюджет развития поступают субвенции из вышестоящих бюджетов, добровольные пожертвования и займы. Из этого бюджета финансируются инвестиции в социально-культурную и жилищно-коммунальную сферы.
Важным элементом бюджетной системы является бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс может занимать временной промежуток до двух и более лет.
Составление проекта бюджета является первой стадией и обычно входит в компетенцию министерства финансов. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается.
После того как проект был утвержден парламентом и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год» или «финансовый год». Продолжительность бюджетного года совпадает с календарным годом и составляет 12 месяцев.
Исполнение бюджета — компетенция министерства финансов. На третьей стадии происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства.
По окончании финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом.
Бюджетная система государства оказывает влияние на такую экономическую категорию, как налоговая система. Как и бюджетная, налоговая система зависит от государственного устройства страны. Принципы построения налоговых систем отличаются в федеративных и унитарных государствах.
1.3.2. Налоговая система: сущность и содержание
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном порядке, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговые системы строятся на основе следующих принципов;
♦ справедливости. Он состоит в том, что распределение налогового бремени является равным, подразумевает внесение от каждого налогоплательщика «справедливой доли» в государственные доходы;
♦ нейтральности. Означает, что налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
♦ эффективности. Подразумевает, что налоги должны способствовать стабилизации и экономическому росту страны;
♦ доходчивости. Означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а порядок исчисления и взимания налога не должен допускать возможности свободного толкования;
♦ оптимальности. Предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Налоговые системы федеративных и унитарных государств различаются. Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. В унитарных государствах существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. Это связано с формированием местных бюджетов на принципах самофинансирования и бездефицитности.
Основой и объектом налоговой системы государства являются налоги — обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются с налогоплательщиков в установленных порядке и размерах. Главными функциями налогов являются:
♦фискальная. Реализуется в процессе формирования доход
ной части государственного бюджета в целях аккумулиро-
вания финансовых ресурсов государства;
♦ распределительная. Проявляется на этапе государственного управления экономикой. В распределительной функции можно выделить регулирующую и воспроизводственную. Регулирующая функция проявляется в установлении высоких ставок налогов на ряд объектов налогообложения, чтобы сдерживать потребление отдельных товаров, и в льготировании для поощрения хозяйственной деятельности. Воспроизводственную функцию выполняют такие налоги, как плата за пользование водными объектами, природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.д.;
♦ контрольная. Связана с распределительной функцией и проявляется в условиях действия последней. Контрольная функция реализуется в возможности количественного отражения налоговых поступлений в бюджет, их сопоставлении с потребностями государства в финансовых ресурсах и выявлении необходимости внесения изменений в налоговую систему.
Экономическая категория «налог» включает ряд элементов: налоговая норма, объекты и субъекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты налога, источник налога.
Налоговая норма — общее правило поведения в налоговой сфере, установленное компетентным государственным органом.
Объект налогообложения — имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), товары, перемещаемые через таможенную границу, и другие объекты, на которые устанавливается налог.
Субъектом налогообложения может быть либо налогоплательщик — лицо (юридическое или физическое), на которое возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины в силу наличия у него объекта обложения, либо налоговый агент — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Налоговая база — стоимостная, физическая либо иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине.
Налоговая ставка — величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период — календарный год или иной период времени устанавливаемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине, в течение которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора или пошлины.
Налоговые льготы — предоставляемая законодательством отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налог, сбор или пошлину либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
♦освобождения от уплаты налогов;
♦ дополнительных вычетов и скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога;
♦пониженных налоговых ставок.
Налоговый источник — источник, под которым обычно понимают источник дохода, т.е. место его происхождения.
Среди способов взимания налогов выделяют кадастровый, декларационный и административный. Кадастровый способ предполагает использование кадастра, содержащего типичный перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения. Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения. Административный способ предполагает участие финансовых служб субъектов хозяйствования в процессе взимания налога.
Основными методами взимания налогов выступают: наличный платеж, безналичный платеж и расчет гербовыми марками. Последний метод позволяет официальному документу вступить в законную силу лишь после того, как плательщик наклеит на него специальные марки.
По объекту обложения налоги делятся:
♦ на имущественные;
♦ ресурсные;
♦ взимаемые с оборота;
♦ налоги на потребление;
♦ налоги на прибыль (доход) и капитал. Имущественные налоги широко распространены практически во всех зарубежных странах. Выделяют следующие объекты имущественных налогов: недвижимое имущество (земля, здания,сооружения); материальное имущество (товары длительного пользования, в том числе предметы роскоши, оборудование, используемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.); нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бумаги и денежная наличность). К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Эти налоги во многих странах имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определенной стоимости наследуемого имущества..
Ресурсные налоги применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной). Представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (воду, землю, лесные угодья, полезные ископаемые). Кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства, могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрана окружающей среды).
Налоги, взимаемые с оборота, могут применяться в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену изделия в денежном выражении.
Налоги на потребление — общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы).
Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода), в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются, когда доходы используются (тратятся). К данной группе налогов относятся подоходный налог с физических и юридических лиц.
По субъектам (налогоплательщикам) налоги подразделяются:
♦ на налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);
♦ налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС);
♦ смешанные налоги, которые платят как физические, так и юридические лица (налоги с владельцев транспортных средств).
По источникам налогообложенияналоги подразделяются на налоги, включаемые в себестоимость, налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, и налоги, относимые на чистую прибыль предприятия. сооружения); материальное имущество (товары длительного пользования, в том числе предметы роскоши, оборудование, используемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.); нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бумаги и денежная наличность). К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Эти налоги во многих странах имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определенной стоимости наследуемого имущества.
Ресурсные налоги применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной). Представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (воду, землю, лесные угодья, полезные ископаемые). Кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства, могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрана окружающей среды).
Налоги, взимаемые с оборота, могут применяться в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену изделия в денежном выражении.
Налоги на потребление — общие налоги на потребителя (НДС, налог спродаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы).
Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода), в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются, когда доходы используются (тратятся). К данной группе налогов относятся подоходный налог с физических и юридических лиц.
По методу установления налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. Прямыми налогами являются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль корпораций и подоходный налог. Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ и услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов входят акцизы и налог на добавленную стоимость. По субъектам (налогоплательщикам) налоги подразделяются:
♦ на налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);
♦ налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС);
♦ смешанные налоги, которые платят как физические, так и юридические лица (налоги с владельцев транспортных средств).
По органу власти, устанавливающему налог, налоги бывают федеральные, региональные и местные — для федеративных государств и центральные и местные налоги — для унитарных. Роль местных и центральных налогов определяется задачами, которые ставят перед собой центральные и местные органы власти. Местные налоги, как правило, отличаются регрессивностью; их ставки построены без учета доходов налогоплательщиков и в большинстве случаев это косвенные налоги. Принимая во внимание локальные цели и функции муниципалитетов (обеспечение населения такими необходимыми общественными услугами, как водоснабжение, городской транспорт, начальные школы и пр.), местное налогообложение рассматривается лишь как источник поступлений в местный бюджет. В то время как на центральные налоги возложены основные функции по регулированию экономики, и применительно к ним проводится оценка налоговой политики государства.
По уровню бюджета, в который зачисляются налоги, выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные целиком поступают в конкретный бюджет, регулирующие — одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством.
По назначениюразличают общие налоги, т.е. предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).
Налог рассматривается как пропорциональный (твердый налог), если налоговая ставка не зависит от размера дохода, как регрессивный, если она понижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.
Из основных налогов, которые активно используются в практике зарубежных стран, можно выделить следующие.
Подоходный налог представляет собой объект государственного конъюнктурного регулирования потребительского спроса. Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года, или другого периода, равного 12 месяцам. В состав налогооблагаемого дохода включаются заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, рента, проценты, дивиденды и другие доходы от инвестиций. В одних случаях подоходный налог берется с фактического дохода налогоплательщика, полученного или накопленного в течение года, в других — с оценочной суммы ожидаемого дохода, подсчитанного на базе полученного в предыдущие годы. Подоходное налогообложение семьи может быть двояким: раздельным — когда налог платит каждый из супругов, и совокупным — когда облагается их совокупный доход.
Во многих зарубежных странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Иногда прогрессия обложения может быть плавной, за счет деления дохода на части. Ставки подоходного налога изменяются редко. Оперативным инструментом налогообложения служат правила, корректирующие сумму облагаемого дохода: размер необлагаемого минимума и различного рода скидки (на возраст, семейное положение, источник дохода и т.д.). В последнее время наиболее популярными налоговыми льготами в развитых зарубежных странах были налоговые льготы, связанные со страхованием, пенсионными взносами, а также льготы на медицинские цели, по процентным платежам (особенно при покупке дома).Необходимо отметить, что поскольку подоходный налог взимается с подавляющего большинства работников у источника дохода (по английской терминологии «pay as you earn»), он сам по себе не обладает определенной стабилизирующей способностью компенсировать в некоторой степени колебания денежных доходов в периоды экономического спада или подъема. При наступлении спада сокращаются заработки населения и автоматически — налоговые выплаты. В период подъема, наоборот, вместе с ростом доходов растут налоговые поступления. Действенность этого механизма, несколько ограничена, поэтому для его усиления могут применяться временные надбавки к подоходному налогу.
Размеры подоходного налога оказывают влияние на сберегательные возможности населения, но не затрагивают стимулов к использованию денежных накоплений. Поэтому регулирование производственных капиталовложений связано с другим налогом — налогом на прибыль корпораций. Данный налог взимается с чистой прибыли компаний, остающейся после вычета из валовой выручки всех издержек производства, убытков, процентов по задолженности, представительских расходов, затрат на рекламу, налогов, административно-управленческих расходов и т.д. Существующие в настоящее время ставки налога на Прибыль корпораций колеблются в различных странах от 30 до 50 %. Увеличение данного налога применяется государством, как правило, в качестве средства ограничения ресурсов для самофинансирования в периоды, когда бум инвестиций угрожает «перегревом» экономики, отрывом платежеспособного спроса от производственных мощностей, дефицитом платежного баланса, нарушением определенных отраслевых пропорций и т.д. Налог на прибыль корпораций предусматривает ряд льгот. В Соединенных Штатах существует до 20 льгот. Во Франции и ФРГ — соответственно до 10 и 15. Основной вид льгот — отсрочка уплаты налога. В некоторых странах установлен предельный срок 3-5 лет, например для отчисления части прибыли в резервный фонд на новые инвестиции.
Наряду с рассмотренными прямыми налогами в развитых зарубежных странах активно используются также косвенные налоги.
Наиболее известными налогами являются налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины и др. Налог с оборота в разных странах имеет неодинаковые формы. Так, налог с продаж, взимается многократно на каждой стадии производства с общей суммы продукции. Он широко применялся в европейских странах в 1950-х годах. Размер налога по различным товарным группам составляет от 2 до 6 %. Налог на покупки, долгое время существовавший в Англии, взимался однократно на оптовой стадии реализации товаров личного потребления. В Швеции аналогичный налог платили предприятия розничной торговли. Наиболее распространенной формой налога с оборота стал налог на добавленную стоимость (НДС). Базой исчисления этого налога является вновь созданная стоимость, экономически воплотившаяся в заработной плате и прибыли. Из общей суммы товарооборота, таким образом, вычитаются материальные издержки производства. Ставок налога на добавленную стоимость может быть несколько. В Великобритании и ФРГ их две; во Франции — три; в Италии — четыре. Обычно используют пониженные ставки (2—10 %), которые применяются к продовольствию, медицинским и другим социально значимым товарам и услугам; основные ставки (12—23 %) — к промышленным и другим товарам и услугам; повышенные ставки (выше 25 %) — к предметам роскоши. Главной налоговой льготой НДС является необлагаемый минимум оборота реализованной продукции. Кроме того, от налога могут освобождаться такие товары и услуги, как продовольствие, газеты, радиовещание, транспортные, школьные и почтовые услуги и пр.
Акциз представляет собой единичную надбавку к цене на единичный вид товара. Объектами акцизного обложения служат, как правило, самые массовые товары — соль, сахар, табак, спички, вино, бензин, игральные карты и т.д. Такой выбор объектов обеспечивает государству даже при небольшом проценте обложения значительные финансовые поступления. Поэтому в основном акцизы выполняют для государства фискальную функцию. Однако они могут служить и иным целям, ограничивая специфический спрос на отдельные виды продуктов питания и другие товары. Ставки акцизов могут быть едиными — на товары, сорта которых имеют незначительные различия (соль, сахар), дифференцированными — на товары, классифицируемые по различным признакам (вино — по крепости); средними — на однородные товары, сорта которых имеют разный уровень цен (табак).
Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через государственную границу, в виде процентной надбавки к цене. Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным признакам:
♦ по направлению: импортные и экспортные. Импортные применяются в отношении импорта товаров, экспортные — при экспорте товаров;
♦ по времени действия: генеральные и сезонные. Генеральные пошлины — это платежи, на которые устанавливаются постоянно действующие таможенные ставки, предусмотренные таможенным тарифом. На сезонные пошлины ставки устанавливаются сроком до 6 месяцев;
♦ по характеру происхождения: автономные и конвенциональные. Автономные применяются к товарам, происходящим из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в данном государстве. Конвенциональные распространяются на товары, происходящие из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в данном государстве;
♦ по методу исчисления: специфические, адвалорные, комбинированные. Специфические пошлины устанавливаются в евро на единицу измерения товара в натуральном выражении. Адвалорные — в процентах от таможенной стоимости. Комбинированные сочетают в себе признаки специфического и адвалорного метода.
Помимо рассмотренных широко используемых в развитых странах налогов, государства также активно практикуют налогообложение капитала и собственности. К группе этих налогов можно отнести налог на наследство и дарения, налог на прирост капитала, налог на отдельные виды имущества(поземельный, со строений) налог на личное состояние. Кроме того, органы власти (особенно местного самоуправления) взимают государственную пошлину за оказание определенных услуг населению и юридическим лицам.
Количество налогов и их размеры различаются по странам, что обусловлено традициями и особенностями экономического развития государств. Механизм налогового регулирования в общем виде описывается так называемой кривой Лаффера. Согласно идеям А. Лаффера, при увеличении налоговых ставок до 30 % дохода налоговые поступления растут, при ставках налога на прибыль выше 30 % рост поступлений в бюджет сначала замедляется, а затем резко сокращается.
Налоговое регулирование тесно связано с понятием налогового контроля. В свою очередь налоговый контроль представляет собой элемент финансового контроля, объектом которого являются те финансовые отношения, которые возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исчисления и внесения налоговых и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Налоговый контроль в зарубежных странах осуществляют такие специализированные финансовые учреждения, как министерство финансов, казначейство, служба внутренних доходов, соответствующие комитеты при исполнительной власти и пр.
Таким образом, налоговая система государства представляет собой комплексный элемент финансово-кредитной системы и зависит от экономического развития государства и его устройства. Финансово-кредитная система государства, состоящая из совокупности элементов финансовой и кредитной системы является частью денежной системы. При этом бюджетная система является звеном финансовой системы, а налоговая — бюджетной. Необходимо отметить место валютной системы в этих отношениях. Валютную систему можно рассматривать как внешнее выражение денежной системы в усиливающихся процессах глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей.