СИТУАЦИЯХ МИРНОГОИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
Тема 38
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСМС), основные положения которой были рассмотрены е главе 5 первой части пособия, кроме решения задач по защите населения и территорий в мирное время, должна проводить мероприятия по защите и в военное время — гражданская оборона. Важность данных мероприятий подчеркивается в принятом Федеральном законе Российской Федерации "О гражданской обороне " от 12.02.1998 года.
Настоящий Федеральный закон определяет задачи в областник гражданской обороны и правовые основы их осуществления, "полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Служба гражданской обороны — служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил, средств, обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом, и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149 утвержден порядок отнесений территорий к группам по ГО. Категорирование организаций проводится согласно постановлению Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. #1115.
Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населений от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защита населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Отнесение Территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономическое значения, численности населений, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй категорий или представляющих опасность для населений и территорий в связи с возможностью химического заражений, радиационного загрязнений или катастрофического затоплений.
Для территорий городов, иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по Гражданской Обороне.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
· численность населения превышает 1 млн. человек;
· численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположено не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организации первой (второй) категории по гражданской обороне;
· более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затоплений.
Kо второй группе территорий по гражданской обороне относится территорий города, если:
· численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
· численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек, и на ней расположено не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
· более 30 процентов населения либо территории города попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если;
численность населения составляет от 250 до 500 тыс. человек;
численность населения составляет от 50 до 250 тыс. человек, и на ней расположено одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой {второй) категории по гражданской обороне;
менее 30 процентов населения попадают в зону возможного опасного
химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
· срочное захоронение трупов в военное время;
· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники, средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в ее о дельных местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического качала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством РФ.
Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий , или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.
Оснащение формирований специальной техникой и имуществом проводится либо за счет техники и имущества, имеющихся в организации, либо за счет заблаговременного закрепления ее за формированиями из других организаций. Непосредственная передача техники при этом проводится с введением соответствующей готовности гражданской обороны.
Личный состав формирований комплектуется из работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.
В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3-й групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
· проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
· оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства РФ является по должности Начальником ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах власти, на соответствующих территориях и в организациях для проведения мероприятий по ГО на объектах экономики создаются объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Начальником ГО — Председателем КЧС объекта является его руководитель, который несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, за прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении председателю районной КЧС.