Зонирование па восстановительной стадии радиационной аварии

Зона радиационного контроля- от 1до 5 мЗв. В этой зоне помимо мо­ниторинга радиоактивности объектов окружающей среды, сельскохозяйствен­ной продукции и доз внешнего и внутреннего облучения критических групп на­селения осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимиза­ции и другие необходимые меры защиты населения.

Зона ограниченного проживания населения — от 5 до 20 мЗв. В этой зо­не осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд на указанную территорию не ограничивается. Лицам, въезжающим на эту территорию для постоянного про­живания, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации.

Зона отселения -от 20 до 50 мЗв. Въезд на указанную территорию для постоянного проживания не разрешается. В этой зоне запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Здесь осуществляется ра­диационный мониторинг людей и объектов внешней среды, а также необходи­мые меры радиационной и медицинской защиты.

Зона отчуждения - более 50 мЗв. В этой зоне постоянное проживания не допускается, а хозяйственная деятельность и природопользование регулируется специальными актами. Осуществляются меры мониторинга и защиты рабо­тающих с обязательным индивидуальным дозиметрическим кош толем.

Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (май 1991г.) были установлены 4 зоны:

• зона отчуждения;

• зона отселения;

• зона проживания с правом на отселение;

• зона проживания с льготным социально-экономическим статусом проживания.

Зонирование осуществлялось по ожидаемым годовым дозам и по плотно­сти загрязнения цезием, стронцием.

В 1995 году были внесены некоторые изменения в Закон «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС», но зонирование осталось прежним (см. приложе­
ние 1).

В данном Законе сказано, что Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учётом других факторов и пересматриваются Пра­вительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.

Последствия радиационных аварий.

Последствия радиационных аварий очень многообразны, могут действо­вать в течение длительного времени после аварии. Наиболее тяжелые последст­вия радиационных аварий будут в тех случаях, когда они происходят на объек­тах, где используются или находятся радионуклиды с большим периодом полу­распада и опасные в биологическом отношении, такие как цезий-134и 137, стронций-90, плутоний-239 и 240. Поэтому последствия аварий на РОО и оце­нивают по масштабам радиационного воздействия и радиоактивного загрязне­ния, по составу радионуклидов и количеству их выброса. Необходимо учиты­вать природные условия окружающей среды, населенность загрязненной терри­тории, результативность работ по ликвидации последствий аварии, работы по предотвращению миграции радионуклидов.

В первые дни и месяцы опасную долю в радиоактивность вносят короткоживущие радионуклиды, например, иод-131 с периодом полураспада 8 суток (вот почему в начальный период аварии особенно важно проведение йодной профилактики), а затем цезий-137 с периодом полураспада 30 лет) и строн-ций-90 (с периодом полураспада 29,1 лет) и др.

Радиоактивному воздействию подвержены люди, сельскохозяйственные животные и растения, многие материалы, приборы, устройства. Радиоактивному загрязнению подвергаются и здания, сооружения, транспорт, дороги, источ­ники водоснабжения, пищевое сырье, продукты питания, фураж и т.д. Креме этого необходимо учитывать и такие отрицательные явления, как прекращение работы самого объекта аварии, вывод из пользования сельхозугодий, вывод из строя промышленных сооружений.Целые города становятся непригодными для проживания людей, наносится огромныйморальный ущерб. Тяжелые социаль­но-экономические последствия аварий на РОО вызываются эвакуацией, переселением людей с загрязненных территорий и необходимостью проведения меро­приятий по жизнеобеспечению людей, проживающих на загрязненной террито­рии.