Зонирование территорий вокруг радиационно-опасных объектов.
При нормальной эксплуатации источников ионизирующих излучений во
круг них устанавливаются:
• санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующих
излучений, на которой уровень облучения людей в условиях нормативной
эксплуатации данного источника может превысить установленный предел
дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается
постоянное и временно проживание людей, вводится режим ограниченна хозяйственной деятельностипроводится радиационный контроль.
• зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль.
В случае возникновения аварии проводится ее идентификация и в зависимости от масштабов аварии от ее характера, от наличия или отсутствия выброса радиоактивных веществ и от масштабов и характера выбросов принимаются соответствующие меры по обеспечению, радиационной безопасности персонала РОО и населения вокруг этого объекта. Законом «О радиационной безопасности населения» (ФЗ-3, 1996 г.) определяются мероприятия по радиационной безопасности:
• проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-
технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического,
воспитательного и образовательного характера;
• осуществление всеми органами власти мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
• информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
• обучение населения о области радиационной безопасности.
Если в результате аварии на РОО произошел выброс радиоактивных веществ, то появляется техногенный источник ионизирующих излучений, характер воздействия которого на окружающую среду отличается от других источников ИИ и своими масштабами, и способами воздействия на окружающую среду (в том числе и на людей), и радионуклидным составом и т.д. Следует отметить, что в результате аварий на РОО в окружающую среду будет выброшено определенное количество короткоживущих и долгоживущих радионуклидов, в результате чего загрязнение территории будет длиться многие и многие годы. И в этом случае необходимы свои подходы к организации и проведению защитных мероприятий, но и в этом случае, как и в отношении всех источников облучения населения, следует принимать меры как по снижению дозы облучения у отдельных лиц, так и по уменьшению числа лиц, подвергающихся облучению.
В случае аварии на РОО мы имеем дело с источником, находящимся (по определению, данному в НРБ-96) вне контроля (утерянные, рассеянные в окружающей среде в результате радиационной аварии и др.), а в этом случае в соответствии с законом РФ «О радиационной безопасности населения.» и НРБ-96 вступают в силу требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии, которые мы рассмотрим отдельно, т.к. после таких аварий, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, необходимо понимать суть и значение защитных мероприятий, направленных на исключение или хотя бы на уменьшение дозовых нагрузок на людей.
Прежде всего необходимо знать, что в случае аварии на РОО, при которой облучение людей может превысить дозовые пределы от техногенного облучения (доза эффективная не должна превышать 1 мЗз в год всреднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год), должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц из населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.
Необходимо иметь в виду, что защитные мероприятия, проводимые при обнаружении радиоактивного загрязнения, как правило, связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное влияние на здоровье людей, оказывают психологическое воздействие на людей, наносят экологический ущерб. Поэтому при принятии решения о характере защитных мероприятий следует руководствоваться следующими принципами:
• принцип обоснования вмешательства - предполагаемое вмешательство должно принести обществy и прежде всего лицам, которые могут подвергнуться облучению, больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальна значимость.
• принцип оптимизации вмешательства - форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной.
Но следует помнить: если предполагаемая доза за двое суток облучения
может превысить, Гр:
на все тело 1,
на легкие 6,
на кожу 3,
на щитовидную железу 5,
на хрусталик глаза 2,
на гонады 2,
т.е. те пределы, при которых возможны клинически определяемые эффекты, срочноевмешательство (меры защиты) безусловно необходимо [НРБ-96].
При проведении противорадиационных вмешательств дозовые пределы (табл. 6) не применяются. Исходя из указанных принципов органами госсанэпиднадзора устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз облучения, уровни радиоактивного загрязнения) применительно к конкретному PОО и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварий сценариев развитияаварийной ситуации и складывающейся радиационнойобстановки.
При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основанииконтроля ипрогноза радиационной ли обстановки устанавливается зона радиационной аварии (ЗРА).
ЗРА определяется как территория, на которой суммарное внешнее ивнутреннее облучение может превышать 5 мЗв за первый после аварии год (средняя по населенному пункту). В ЗРА проводится мониторинг радиационной обстановки, и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения населения на основе принципа оптимизации.
В зависимости от складывающейся радиационной обстановки при радиационной аварии с радиационным загрязнением территории решение о мерах защиты принимается на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитными мероприятиями, с уровнями А и Б, приведенными втаблицах 7,8,9.
Таблица 6.
Нормируемые Величины | Дозовые пределы | |
Лица из персонала (группа А) | Лица изнаселения | |
Эффективная доза | 20 (50) мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более50 мЗв в год | 1(5) мЗв в год всреднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год |
Эквивалентная доза за год в: хрусталике глаза коже кистях рук и стопах ног | 150 мЗв 500 мЗв 500 мЗв | 15мЗв 50мЗв 50мЗв |
Примечания к таблице.
1. Установлены категории облучаемых лиц в условиях нормальной эксплуатации источника ионизирующих излучений:
• персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б);
• все население, включая лиц и персонала вне сферы и условий их производственной деятельности. [НРВ-96].
2. Дозы облучения, как и все остальные допустимые производные уровне
персонала группы Б, не должны превышать 1/4значений для персонала
группы А.
3. В скобках даны дозовые пределы из НРБ-76/87, т.е. в НРБ-96 они уменьшены для персонала в 2,5 раза, а для населения в 5 раз.
Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит порога А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения и хозяйственного и социального функционирования территории.
Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.
Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит предел Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.
При любых восстановительных действиях вмешательства необходимо обеспечить непревышение уровня пороговых нестохастических эффектов с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.
Таблица 7.
Критерии для принятия неотложных решений
в начальный период аварийной ситуаций
Меры защиты | Прогнозируемая доза за первые 10 суток, мГр | |||
Все тело | Щитовидная железа, легкие, . ■ кожа ■ | |||
Уровень А | Уровень Б | Уровень А | Уровень Б | |
Укрытие | ||||
Йодная Профилактика Взрослые Дети | — — | — — | 250* 100 | 2500* 1000* |
Эвакуация |
* Только для щитовидной железы.
Таблица 8
Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления загрязненных пищевых продуктов.
Меры защиты | Предотвращается эффективная доза, мЗв | |
Уровень А | Уровень Б | |
Ограничение потребления загрязненных продуктов питания и питьевой воды | 5 за первый год 1 за год в последующие годы | 50 за первый год 10 за год в последующие годы |
Отселение | 50 за первый год | 500 за первый год |
1000 за все время отселения |
Таблица 9
Критерии для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварий.
Радионуклиды | Содержание радионуклида в пищевых продуктах, кБк/кг | |
Уровень А | Уровень Б | |
Иод-1-31Цезий 1-134,137 Стронций - 90 | 1 0,1 | 0,3 |
Рассмотрим один из возможных вариантов принятия решения о вмешательстве при авариях на РОО с загрязнением территории.
При авариях на РОО с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду можно выделить 4 фазы:
• начальная фаза - момент обнаружения излучения на местности;
• ранняя фаза (фаза острого облучения) - это несколько суток, начиная с
момента выброса, в течение которых происходит формирование радиационной обстановки в местах проживания людей;
• промежуточная фаза - поступления радиоактивных веществ в окружающую среду нет, продолжительность этой фазы - несколько недель, осуществляются меры радиационной защиты;
• поздняя фаза (восстановительная) - период возврата к условиям нормальной жизнедеятельности, продолжительность этой фазы - месяцы, годы.
На разных стадиях аварии вмешательство регулируется зонированием загрязненных территорий, которое основывается на величине годовой эффективной дозы, которая может быть получена жителями при отсутствии мер радиационной защиты. Под годовой дозой здесь понимается доза эффективная, средняя у жителей населенного пункта за текущий год, обусловленная искусственными радионуклидами, поступившими вокружающую среду в результате радиационной аварии.
На территории, где годовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, производится обычный контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются. Эта территория к зонам радиоактивного загрязнения не относится. При величине годовой дозы более 1 мЗв загрязненныетерритории по характеру необходимого контроля обстановки и защитных мероприятий подразделяются на 4 зоны.
Зонирование на ранней и промежуточной стадии развития аварии осуществляется следующим образом (числовые значения - это ожидаемые дозы эффективные) [НРБ - 96]:
зона радиационного контроля - от 1 до 5 мЗв. В этой зоне помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды, сельскохозяйственной продукции и доз внешнегои внутреннего облучения критических групп населения (однородная по полу, возрасту, социальным и профессиональным признакам группа не менее 10 человек, для членов которой типично получение наивысших эффективных или эквивалентныхдоз) осуществляются мери по снижению доз на основе принципа оптимизациии другие необходимые активные меры защиты населения);
зона ограниченного проживания населения - от 5 до 20 мЗв. В этой зоне осуществляются те жемеры мониторинга изащиты населения, что и в зоне радиационного контроля. Жителями лицам, проживающим на указанной территории, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации;
зона добровольного отселения - oт 20 до 50 мЗв. Здесь осуществляются радиационный мониторинг людей и объектов внешней среды, а также необходимые меры защиты. Оказываетсяпомощь в добровольном переселении за пределы зоны;
зона отселения - более 50 мЗв. В этой зоне вмешательство осуществляется на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитными мероприятиями, с уровнями А и Б, как было рассмотрено ранее.