Зонирование территорий вокруг радиационно-опасных объектов.

При нормальной эксплуатации источников ионизирующих излучений во­
круг них устанавливаются:

• санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующих
излучений, на которой уровень облучения людей в условиях нормативной
эксплуатации данного источника может превысить установленный предел
дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается
постоянное и временно проживание людей, вводится режим ограниче­нна хозяйственной деятельностипроводится радиационный контроль.

• зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль.

В случае возникновения аварии проводится ее идентификация и в зави­симости от масштабов аварии от ее характера, от наличия или отсутствия вы­броса радиоактивных веществ и от масштабов и характера выбросов принима­ются соответствующие меры по обеспечению, радиационной безопасности пер­сонала РОО и населения вокруг этого объекта. Законом «О радиационной безопасности населения» (ФЗ-3, 1996 г.) определяются мероприятия по радиацион­ной безопасности:

• проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-
технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического,
воспитательного и образовательного характера;

• осуществление всеми органами власти мероприятий по соблюдению пра­вил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

• информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обес­печению радиационной безопасности;

• обучение населения о области радиационной безопасности.

Если в результате аварии на РОО произошел выброс радиоактивных ве­ществ, то появляется техногенный источник ионизирующих излучений, харак­тер воздействия которого на окружающую среду отличается от других источ­ников ИИ и своими масштабами, и способами воздействия на окружающую среду (в том числе и на людей), и радионуклидным составом и т.д. Следует от­метить, что в результате аварий на РОО в окружающую среду будет выброшено определенное количество короткоживущих и долгоживущих радионуклидов, в результате чего загрязнение территории будет длиться многие и многие годы. И в этом случае необходимы свои подходы к организации и проведению защит­ных мероприятий, но и в этом случае, как и в отношении всех источников об­лучения населения, следует принимать меры как по снижению дозы облучения у отдельных лиц, так и по уменьшению числа лиц, подвергающихся облучению.

В случае аварии на РОО мы имеем дело с источником, находящимся (по определению, данному в НРБ-96) вне контроля (утерянные, рассеянные в окру­жающей среде в результате радиационной аварии и др.), а в этом случае в соот­ветствии с законом РФ «О радиационной безопасности населения.» и НРБ-96 вступают в силу требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии, которые мы рассмотрим отдельно, т.к. после таких ава­рий, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, необходимо понимать суть и зна­чение защитных мероприятий, направленных на исключение или хотя бы на уменьшение дозовых нагрузок на людей.

Прежде всего необходимо знать, что в случае аварии на РОО, при кото­рой облучение людей может превысить дозовые пределы от техногенного об­лучения (доза эффективная не должна превышать 1 мЗз в год всреднем за лю­бые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год), должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц из населения, радиоак­тивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.

Необходимо иметь в виду, что защитные мероприятия, проводимые при обнаружении радиоактивного загрязнения, как правило, связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное влияние на здо­ровье людей, оказывают психологическое воздействие на людей, наносят эко­логический ущерб. Поэтому при принятии решения о характере защитных ме­роприятий следует руководствоваться следующими принципами:

принцип обоснования вмешательства - предполагаемое вмешательство должно принести обществy и прежде всего лицам, которые могут под­вергнуться облучению, больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущер­ба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправ­дать вред и стоимость вмешательства, включая его социальна значи­мость.

принцип оптимизации вмешательства - форма, масштаб и длитель­ность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, что­бы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиацион­ного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной.

Но следует помнить: если предполагаемая доза за двое суток облучения
может превысить, Гр:

на все тело 1,

на легкие 6,

на кожу 3,

на щитовидную железу 5,

на хрусталик глаза 2,

на гонады 2,

т.е. те пределы, при которых возможны клинически определяемые эф­фекты, срочноевмешательство (меры защиты) безусловно необходимо [НРБ-96].

При проведении противорадиационных вмешательств дозовые пределы (табл. 6) не применяются. Исходя из указанных принципов органами госсан­эпиднадзора устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз об­лучения, уровни радиоактивного загрязнения) применительно к конкретному PОО и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварий сценариев развитияаварийной ситуации и складывающейся радиационнойобстановки.

При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основанииконтроля ипрогноза радиационной ли обстановки уста­навливается зона радиационной аварии (ЗРА).

ЗРА определяется как территория, на которой суммарное внешнее ивнутреннее облучение может превышать 5 мЗв за первый после аварии год (средняя по населенному пункту). В ЗРА проводится мониторинг радиационной обстановки, и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения населения на основе принципа оптимизации.

В зависимости от складывающейся радиационной обстановки при радиа­ционной аварии с радиационным загрязнением территории решение о мерах защиты принимается на основании сравнения прогнозируемой дозы, предот­вращаемой защитными мероприятиями, с уровнями А и Б, приведенными втаблицах 7,8,9.

Таблица 6.

Нормируемые Величины     Дозовые пределы
Лица из персонала (группа А) Лица изнаселения
Эффективная доза 20 (50) мЗв в год в сред­нем за любые последова­тельные 5 лет, но не бо­лее50 мЗв в год 1(5) мЗв в год всреднем за любые последователь­ные 5 лет, но не более 5 мЗв в год
Эквивалентная доза за год в: хрусталике глаза коже кистях рук и стопах ног     150 мЗв 500 мЗв 500 мЗв     15мЗв 50мЗв 50мЗв

 

Примечания к таблице.

1. Установлены категории облучаемых лиц в условиях нормальной эксплуата­ции источника ионизирующих излучений:

• персонал - лица, работающие с техногенными источниками (груп­па А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б);

• все население, включая лиц и персонала вне сферы и условий их производственной деятельности. [НРВ-96].

2. Дозы облучения, как и все остальные допустимые производные уровне
персонала группы Б, не должны превышать 1/4значений для персонала
группы А.

3. В скобках даны дозовые пределы из НРБ-76/87, т.е. в НРБ-96 они умень­шены для персонала в 2,5 раза, а для населения в 5 раз.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит порога А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связан­ных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения и хозяйственного и социального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты при­нимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной об­становки и местных условий.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит предел Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятель­ности населения, хозяйственного и социального функционирования террито­рии.

При любых восстановительных действиях вмешательства необходимо обеспечить непревышение уровня пороговых нестохастических эффектов с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

Таблица 7.

Критерии для принятия неотложных решений

в начальный период аварийной ситуаций

Меры защиты Прогнозируемая доза за первые 10 суток, мГр
Все тело Щитовидная железа, легкие, . ■ кожа ■
Уровень А Уровень Б Уровень А Уровень Б
Укрытие
Йодная Профилактика Взрослые Дети     — —     — —     250* 100     2500* 1000*
Эвакуация

* Только для щитовидной железы.

Таблица 8

Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления загрязненных пищевых продуктов.

Меры защиты Предотвращается эффективная доза, мЗв
    Уровень А Уровень Б
Ограничение потребле­ния загрязненных продуктов питания и питье­вой воды 5 за первый год   1 за год в последующие годы 50 за первый год   10 за год в последующие годы
Отселение     50 за первый год 500 за первый год
1000 за все время отселения

 

 

Таблица 9

Критерии для принятия решений об ограничении потребления загрязнен­ных продуктов питания в первый год после возникновения аварий.

Радионуклиды     Содержание радионуклида в пищевых   продуктах, кБк/кг
Уровень А Уровень Б
Иод-1-31Цезий 1-134,137 Стронций - 90 1 0,1 0,3

 

Рассмотрим один из возможных вариантов принятия решения о вмеша­тельстве при авариях на РОО с загрязнением территории.

При авариях на РОО с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду можно выделить 4 фазы:

• начальная фаза - момент обнаружения излучения на местности;

• ранняя фаза (фаза острого облучения) - это несколько суток, начиная с
момента выброса, в течение которых происходит формирование радиаци­онной обстановки в местах проживания людей;

• промежуточная фаза - поступления радиоактивных веществ в окружаю­щую среду нет, продолжительность этой фазы - несколько недель, осуще­ствляются меры радиационной защиты;

поздняя фаза (восстановительная) - период возврата к условиям нормальной жизнедеятельности, продолжительность этой фазы - месяцы, годы.
На разных стадиях аварии вмешательство регулируется зонированием загрязненных территорий, которое основывается на величине годовой эффек­тивной дозы, которая может быть получена жителями при отсутствии мер ра­диационной защиты. Под годовой дозой здесь понимается доза эффективная, средняя у жителей населенного пункта за текущий год, обусловленная искусственными радионуклидами, поступившими вокружающую среду в результате радиационной аварии.

На территории, где годовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, про­изводится обычный контроль радиоактивного загрязнения объектов окружаю­щей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются. Эта территория к зонам радиоактивного загрязнения не относится. При величи­не годовой дозы более 1 мЗв загрязненныетерритории по характеру необходи­мого контроля обстановки и защитных мероприятий подразделяются на 4 зоны.

Зонирование на ранней и промежуточной стадии развития аварии осуще­ствляется следующим образом (числовые значения - это ожидаемые дозы эф­фективные) [НРБ - 96]:

зона радиационного контроля - от 1 до 5 мЗв. В этой зоне помимо мо­ниторинга радиоактивности объектов окружающей среды, сельскохозяйствен­ной продукции и доз внешнегои внутреннего облучения критических групп на­селения (однородная по полу, возрасту, социальным и профессиональным при­знакам группа не менее 10 человек, для членов которой типично получение наивысших эффективных или эквивалентныхдоз) осуществляются мери по снижению доз на основе принципа оптимизациии другие необходимые актив­ные меры защиты населения);

зона ограниченного проживания населения - от 5 до 20 мЗв. В этой зо­не осуществляются те жемеры мониторинга изащиты населения, что и в зоне радиационного контроля. Жителями лицам, проживающим на указанной тер­ритории, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации;

зона добровольного отселения - oт 20 до 50 мЗв. Здесь осуществляются радиационный мониторинг людей и объектов внешней среды, а также необхо­димые меры защиты. Оказываетсяпомощь в добровольном переселении за пре­делы зоны;

зона отселения - более 50 мЗв. В этой зоне вмешательство осуществля­ется на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защит­ными мероприятиями, с уровнями А и Б, как было рассмотрено ранее.