Школа науки о поведении
Школа социальных систем
Школа человеческих отношений
Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо – два крупных представителя школы человеческих отношений. Среди других представителей можно отметить таких ученых, как Ч. Бернард (1887 -1961), Ф. Ротлисбергер, Г Саймон.
Элтон Мэйо (1880-1949) -социолог и психолог обнаружил, что четно разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда вели к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
Известный теоретик менеджмента Мери Паркер Фоллет (1868-1933г.) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Ее трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фолет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Огромный вклад в развитие бихевиористского направления внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970), разработавший пирамиду потребностей.
Она возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсоном, Р. Метоном, а также Л.Берталанфи. Ученые рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих: индивид, формальная структура организации; неформальная структура организации, статусы и роли членов организации, внешнее окружение, технические средства труда.
Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории «Х» и в теории «Y» ,разработанной Дугласом Мак - Грегором (1906 – 1964). Первая соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая трактовала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа.
Главные положения теории «Х»:
- обычному человеку присуще внутреннее неприятие труда, и он старается избежать его любым путем;
- по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществить необходимые действия;
- средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Предпосылки теории «Y», которые собственно и отстаивал Мак-Грегор, прямо противоположны:
- затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны как в игре или даже в отдыхе;
- внешний контроль или угроза наказания не являются единственным средством для достижения организационных целей;
- вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;
- обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но и даже стремится к этому;
- способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает большое распространение среди людей.
Центральный принцип, составляющий ось теории «Х», т.е. традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек лишь является инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, т.е. создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия.
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z» и теорию «А», они не заменяют теории «Х» и «Y», а отражают две другие противостоящие друг другу формы управленческой идеологии – американский и японский варианты.
Табл. 2.1
Различие в менеджменте американских и японских организации
Подход | Тип «А» - американские организации | Тип «Z» - японские организации | |
«Человеческий капитал» | Малые вложения в обучение | Крупные вложения в обучение | |
Обучение конкретным навыкам | Общее обучение | ||
Формализованная оценка | Неформализованная оценка | ||
«Трудовой рынок» | На первом месте - внешние факторы | На первом месте – внутренние факторы | |
Краткосрочный найм | Долгосрочный найм | ||
Специализированная лестница продвижения | Неспециализированная лестница продвижения | ||
Преданность организации | Прямые контакты по найму | Подразумеваемые контакты | |
Внешние стимулы | Внутренние стимулы | ||
Индивидуальные рабочие задания | Групповая ориентация в работе |
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации.
У. Оучи, таким образом, сформировал по-новому управленческую идеологию:
- долгосрочный найм;
- индивидуальная ответственность;
- неопределенный, неформальный контроль четкими
и формализованными методами;
- неспециализированная карьера;
- всесторонняя забота о работниках;
- групповое принятие решений;
- медленная оценка кадров и их умеренное продвижение.