Административная школа
Школа научного менеджмента
Школы в менеджменте
ГЛАВА 2. Эволюция менеджмента
Эволюция менеджмента – это процесс его изменения исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.
Сформировалась и получила широкую известность во всем мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда» на пороге ХХ в. Научный менеджмент тесно связан с работами Ф.Х. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта (1816 – 1919г.). Эти создатели школы научного менеджмента полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Фредерик Хинслоу Тейлор (1956-1915г.) не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком. По окончании технологического института в 1878г. Тейлор работал в металлургической компании «Мидвей стил компани» и прошел путь от бригадира до гл. инженера завода. Тейлор оставил после себя книги: «Сдельная система» в 1895г., «Цеховой менеджмент» в 1903г. и «Принципы научного менеджмента» в 1911г. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека. Тейлор исходил из того, что рабочие ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим лишь тогда, когда и его доход будет расти. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
- разделение труда (разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.);
- абсолютное следование стандартам;
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата),
- использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Административная школарассматривала организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации.
Подход, связанный с совершенствованием управления организацией в целом. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления.
Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и контроль, организация, а способ разделения организации на подразделения считался оптимальным: финансы, производство, маркетинговая деятельность , эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике), управление.
В своем труде А.Файоль сформировал 14 принципов управления:
1. разделение труда;
2. власть и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);
3. дисциплина – это прежде всего повиновение;
4. единство распоряжения – (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
5. единоначалие (единство руководства) – один руководитель и единый план (двуглавое тело, как в животном, так и социальном мире есть монстр);
6. подчинение индивидуальных интересов общим;
7. вознаграждение персонала;
8. централизация;
9. скалярная цепь – это цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии вплоть до ее низких звеньев. Власть прокладывает себе путь через каждое звено данной цепи;
10. порядок (все должны знать свое место в организации);
11. равенство (справедливость);
12. стабильность персонала;
13. инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);
14. корпоративный дух.
Вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности.
Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.
Бюрократия[1] имеет повышенную точность, строгую дисциплину и ответственность.