УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

УПРАВЛЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Данное управление обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ в 1995 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

Территориальные подсистемы состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю состояния природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и комиссии по ЧС объектов.

Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на силы и средства:

— наблюдения и контроля;

— ликвидации ЧС.

Координация планов и мероприятий гражданской обороны и ликвидации ЧС в целом с экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов РФ, а также федеральных органов исполнительной власти. Финансирование меро­приятий по ликвидации ЧС производится также за счет средств организаций, находя­щихся в зоне ЧС, страховых фондов и других источников.

Важными элементами систем управления в области защиты от ЧС являются учет инженерных сооружений ГО и паспортизация их со стояния. К такого рода объ­ектам относятся убежища, противорадиационные укрытия, складские помещения, станции обеззараживания и т.п.

БЖД в условиях производ­ства, где работающие подвергаются воздействию пре­имущественно техногенных опасностей, называется охраной труда. Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельно­сти, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

Свойства элементов производственной среды формируют условия труда, т.е. со­вокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда. Условия труда - это важнейшая социально-экономическая категория, показатель социального и технического прогресса общества. От них зависит эффективность про­из­водства. Ох­рана труда решает конкретный круг проблем, относящихся к условиям труда, а именно: условия труда не должны причинять вреда здоровью человека. Условия труда могут быть далеки от совершенства. Конечным следствием неблагоприятных условий труда являются производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с Основами охраны труда в РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ и его территориаль­ными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по кон­тролю условий и охраны труда, по надзору за строительством новых объектов, за выполнением законодательства по охране труда. В федеральных органах исполни­тельной власти (министерствах, ведомствах) для проведения ведомственного управ­ления и контроля в обязательном порядке организуются отделы охраны труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) на любом предприятии предусматри­вает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бри­гадиров и мастеров и кончая руководителем организации. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение требований законодательных и нормативных актов по охране труда. Общее руководство работой по охране труда в структурных подразделениях организаций осуществляет работодатель (руководитель организации). В целях эффек­тивной работы системы управления охраной труда работодатель распределяет обя­занности по охране труда между должностями руководителей и специалистов. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда.

Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или спе­циалиста) охраны труда. Кроме того, эта служба консультирует работодателя и ра­ботников по вопросам охраны труда, осуществляет контроль за соблюдением законо­дательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками пред­приятия проводит анализ состояния и при­чин травматизма и проф­заболеваний, разра­батывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, организует работу по ат­тес­тации рабочих мест, проводит вводный инструктаж, ока­зывает помощь в организации обучения работников вопросам охраны труда и т.п.

Структура и численность работников службы охраны труда определяются рабо­тодателем с учётом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структур­ное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю. Ра­ботодатель может возложить обязанности инженера по охране труда на любого спе­циалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который будет уделять часть рабочего времени выполнению данных обязанностей, или пригласить на дого­ворной основе специалиста соответствующей квалификации.

Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль руково­дителя работ и других должностных лиц; контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия; ведомственный контроль вышестоящих организаций; контроль, осуще­ствляемый органами государственного надзора.

Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях еже­дневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бригадирам, осуществляющим перед началом работы проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, ин­струмента, приспособлений, организации рабочего места, а в процессе работы кон­троль за безопасностью ее проведения.