Правовое регулирование деятельности СМИ.

Тема 9. Правовой режим распространения информации

 

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Свобода массовой информации закреплена в п. 5 ст. 29 Конституции РФ.

Правоотношения в данной сфере регулируются федеральным законом от 27.12.91г. «О средствах массовой информации». Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку:

1) она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации;

2) защищает общественное сознание от воздействия пропаганды;

3) стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Согласно ст. 1 закона «О СМИ» свобода массовой информации предполагает отсутствие ограничений в отношении:

1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

2) учреждения СМИ, владения, пользования и распоряжения ими;

3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Свобода массовой информации гарантируется судебной защитой.

Основными субъектами права массовой информации являются:

учредитель, редакция, издатель, собственник имущества СМИ, а также распространитель СМИ.

Регистрация СМИ носит не разрешительный, а уведомительный характер. Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов, нормативных и иных актов или выпускаются тиражом менее 1000 экземпляров.

Изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации (если она является обязательной) влечет административную ответственность.

Процедура регистрации начинается с подачи учредителем заявления в письменной форме.

В заявлении должны быть указаны: сведения об учредителе; название регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика или специализация СМИ; источники финансирования; предполагаемые периодичность выпуска и максимальный объем СМИ.

В регистрации СМИ может быть отказано в следующих случаях (ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ):

1) если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности

3) если название, тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации (в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ);

4) если ранее уже было зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации.

Для телевидения и радиовещания необходимо не только регистрировать, но еще и лицензировать СМИ. Эти вопросы регулируются Законом о СМИ, федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлением Правительства РФ от 7.12.94г. № 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ».

Журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).

Права и обязанности журналиста определяются нормами гл. V Закона о СМИ.

Согласно ст. 4 Закона о СМИ, средства массовой информации несут юридическую ответственность за злоупотребление правом свободы массовой информации в следующих случаях:

1) использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для осуществления экстремистской деятельности;

2) пропаганда наркотических средств и психотропных веществ;

3) использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей (ст. 13.15 КоАП).

За перечисленные нарушения регистрирующий орган может вынести предупреждение редакции. Если в течение 12 месяцев редакция неоднократно получала письменные предупреждения, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ.

Основаниями освобождения редакции СМИ от ответственности являются следующие случаи (ст. 57 Закона о СМИ):

1) если сведения содержались в обязательных сообщениях (например, в тексте, который редакция опубликовала по решению суда);

2) если они были получены от информационных агентств;

3) если они содержались в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц;

5) если они содержались в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи;

6) если они являлись дословным воспроизведением материалов, распространенных другим СМИ.