Система национальных счетов: понятие, теоретические принципы

План

И основные макроэкономические показатели

Литература

 

11. Вечканов Г.С. Экономическая теория : учебник – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009.

12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория : учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА. – М, 2011.

13. Экономическая теория (политэкономия) : учебник /под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлевой – 4-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2008.

14. Экономическая теория : учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 4-е изд. – СПб : Питер, 2009.

15. Экономическая теория : Экспресс – курс: учебное пособие /под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 4-е изд. – М. : КНОРУС, 2009.

 

РАЗДЕЛ III

 

РАЗДЕЛ III

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

ТЕМА 10. Система национальных счетов

 

1. Система национальных счетов: понятие, теоретические принципы

2. Основные макроэкономические показатели

 

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Макроэкономика рассматривает размеры и структуру общественного продукта, проблемы экономического роста и занятости, безработицы и инфляции, эффективности экономики, изучает государственную экономическую политику.

Основы макроэкономики как самостоятельного научного направления были заложены Дж.М. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

 

 

В экономике происходит огромное число различных экономических операций с товарами и услугами, деньгами и кредитами, ценными бумагами и т. д. Все экономические субъекты (агенты) – предприятия (бизнес), домохозяйства, органы государственного управления – взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Чтобы разобраться в том, что происходит в экономике, и выявить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо упорядочить информацию как о самих экономических субъектах, так и о различных операциях, в которые они вступают, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в системе национальных счетов с помощью особых правил и процедур.

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Цель СНС заключается в выявлении общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установлении взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими переменными, такими как валовой внутренний продукт, конечное потребление, инвестиции, сбережения и др.

СНС позволяет:

1) измерить объем производства страны в конкретный момент времени и выявить факторы, определяющие функционирование экономики;

2) определить динамику развития страны в долгосрочной перспективе, разработать экономические модели и прогнозы;

3) принимать решения по вопросам макроэкономической политики органами государственного управления.

СНС возникла в конце 1930−1940-х гг. в ряде развитых капиталистических стран в ответ на потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Большой вклад в разработку и развитие СНС внесли такие экономисты, как Дж. М. Кейнс, С. Кузнец, Р. Стоун, Дж. Хикс, П. Хилл, Я. Тинберген, Р. Фриш, В. Леонтьев и др. В течение многих лет вопросами разработки унифицированных схем СНС и её внедрения в национальную практику стран активно занимаются международные экономические организации. В настоящее время имеются международные стандарты по СНС и прежде всего СНС ООН 1993 года, утвержденная статистической комиссией ООН.

В основе СНС лежат следующие главные принципы.

1. СНС исходит из широкого определения границ сферы производства, которая интерпретируется как деятельность по производству экономических благ. В этом смысле все отрасли экономики взаимосвязаны и одновременно равноправны. Они создают продукт, принимающий натурально-вещественную форму или функционирующий в виде услуги. Таким образом, согласно концепции СНС, национальное производство включает следующие виды деятельности:

− производство товаров, включая продукцию для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

− производство услуг для реализации;

- деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

- производство нерыночных услуг органами государственного управления (включаются как коллективные услуги в области общего управления, обороны и т. д., так и индивидуальные услуги в области просвещения, образования и т. д.);

- производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

- оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники и т. д.);

- оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

Фактически не учитываются лишь нелегальные виды деятельности и ведение личного домашнего хозяйства.

2. СНС исходит из признания того, что в создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие капитал, земля и предпринимательская деятельность, т. е. факторы производства. Следует отметить, что в новой СНС 1993 г. нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Понятие факторного дохода заменено в СНС 1993 г. понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия.

3. СНС исходит из группировки всех хозяйственных субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 г. различают следующие секторы:

- нефинансовые корпорации;

- финансовые корпорации;

- учреждения государственного управления;

- домашние хозяйства;

- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

- остальной мир.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с критерием функции, которую они осуществляют в экономическом процессе.

Функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке. Функция финансовых корпораций заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и в предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Функция учреждений государственного управления состоит в осуществлении перераспределения национального дохода, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом, так и отдельным группам населения. Домашние хозяйства участвуют в производстве, представляя свои трудовые способности, и приобретают товары и услуги на потребительском рынке; кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. п.). Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций. Сектор «остальной мир» охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

4. СНС исходит из следующей группировки экономических операций, которые совершаются между хозяйствующими субъектами и институциональными секторами:

- операции с товарами и услугами (операции по производству, инвестициям, потреблению, импорту и т. д.);

- операции распределения (заработная плата, дивиденды, выплаты на социальное страхование и т. д.);

- финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, кредитные операции и т. д.).

Для регистрации экономических операций, осуществляемых предприятиями, учреждениями, домашними хозяйствами и др., в СНС используются счета, которые по своей форме сходны со счетами бухгалтерского учета. Записи в счетах относятся не к каждой отдельной экономической операции, а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций, например потребление, накопление, экспорт. В счетах СНС используется принцип двойной записи, т. е. каждая экономическая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записывается один раз как ресурсы и один раз – как использование.

В ныне действующей СНС ООН имеется четыре класса счетов:

- сводные;

- счета производства, потребления и капиталовложений;

- доходов и расходов;

- финансирования капитальных затрат.

В отечественной статистике СНС (как адаптированная к национальным условиям СНС ООН) стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время практически вытеснила использовавшуюся в СССР систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ). БНХ стал первой в мировой статистике системой макроэкономических расчетов. Первый БНХ был составлен в СССР за 1923–1924 хозяйственный год. БНХ был разработан для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов, и методика его построения отличалась от принципов, лежащих в основе СНС:

1) в основу была положена схема воспроизводства валового общественного продукта, которая содержала оценку продукции материального производства, но игнорировала основную часть сферы услуг;

2) эта схема содержала повторный счет;

3) эта схема имела недостаточно развитую систему показателей, особенно в области финансов.

Для перехода от БНХ к СНС, которая в большей мере соответствует рыночной экономике, в России и многих странах СНГ в начале 1990-х гг. были приняты государственные программы трансформации отечественной статистики в соответствии с международными стандартами. В настоящее время статистические органы России и других стран СНГ используют в своей регулярной статистической практике наиболее важные счета и показатели СНС.