Рассмотрим случаи максимизации прибыли, минимизации убытков фирмы и остановки производства.

Рис. 2. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы

Наиболее часто встречающимися из этих структур являются олигополия и монополистическая конкуренция. Совершенная конкуренция (как и монополия) представляет собой более абстрактную модель рынка.

Чистая монополия.

Данные аспекты определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок и контролировать цену. Чем меньше рыночная власть фирмы, тем более конкурентоспособен рынок.

Уровень барьеров входа и выхода из отрасли (к ним, например, относятся необходимость получения патентов и лицензий, большая капиталоемкость производства и др.).

В экономической теории указанные характеристики являются критериями классификации рынка и рыночных структур. Принято выделять четыре основные рыночные структуры:

− совершенная конкуренция;

− монополистическая конкуренция;

− олигополия;

 

3. Понятие совершенно конкурентных фирмы и отрасли

 

Понятие «совершенная конкуренция» включает в себя два аспекта: «рынок совершенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма».

Для рынка совершенной конкуренции характерны наличие множества производителей продукции; стандартизированный (однородный) продукт; полнота информации (например, о ценах на продукцию); низкие барьеры входа и выхода из отрасли. Примерами такой рыночной структуры являются рынки сельхозпродукции, рынки акций и облигаций.

Соответственно, к совершенно конкурентной относится фирма, которая обладает низкой рыночной долей (менее 1 %); не контролирует рыночную цену и не имеет своей ценовой политики; не насыщает рынок, работает по фиксированной цене, установившейся на рынке. В долгосрочном периоде такая фирма имеет нулевую экономическую прибыль. К подобным фирмам, с определенной долей условности, можно отнести небольшие фермерские хозяйства, российских «челноков» и пенсионеров, торгующих на улицах.

Владелец совершенно конкурентной фирмы не может повысить прибыль за счет увеличения сбытовой цены, он вынужден ориентироваться на уже сложившуюся на рынке цену (при этом саму фирму называют «ценополучателем»). Это означает, что спрос на продукцию такой фирмы абсолютно эластичен (EDP =∞), т.е. кривая cпроса (D) на продукцию отдельной фирмы выглядит как горизонтальная линия (рис. 2).

 

 

Так как любое количество производимых совершенно конкурентной фирмой благ может быть продано только по одной цене, то средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Кроме того, каждая последующая (дополнительная) единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая, поэтому для совершенно конкурентной фирмы выполняется условие P = AR = MR (см. рис. 2).

4. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде осуществлять поиск оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путем изменения величины переменных издержек. Решая эту задачу, фирма должна ответить на три вопроса: 1) следует ли вообще производить; 2) если да, то какой объем продукции; 3) какая прибыль при этом будет получена.

В экономической теории существует два подхода к определению объема производства, при котором прибыль фирмы (независимо от того, к какой рыночной структуре она относятся), будет максимальной:

1) сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);