В общем случае прибыль фирмы можно определить по формуле

Такие подходы отражают, главным образом, правовые аспекты деятельности фирмы, не раскрывая ее (фирмы) экономическую сущность.

Совершенной конкуренции

 

План

1. Понятие фирмы. Прибыль как цель функционирования фирмы

2. Издержки и доход фирмы

3. Понятие совершенно конкурентных фирмы и отрасли

4. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

5. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

1. Понятие фирмы. Прибыль как цель функционирования фирмы

 

Термин «фирма» обычно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, ведущего коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно обозначить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющим ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

В соответствии с российским законодательством, существует несколько организационно-правовых форм коммерческих организаций (фирм): хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, муниципальные и государственные унитарные предприятия.

Вместе с тем, фирма – это сложное экономическое явление. Подходы к пониманию причин ее существования различны. В настоящее время существует несколько концепций (теорий) фирмы: неоклассическая, неоинституциональная, бихевиористическая и эволюционная.

Дальнейшие наши рассуждения опираются на неоклассическую теорию фирмы. Данная теория рассматривает фирму как производственную единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы заключается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирмы тесно связана с действием эффекта масштаба.

Фирма – это производственная единица, осуществляющая свою деятельность на принципах оптимизации затрат с целью максимизации прибыли.

 

где PR – прибыль; TR − валовой (совокупный) доход; TC − совокупные (общие или валовые) издержки.

 

2. Издержки и доход фирмы

 

Издержки фирмы делятся на внешние (явные, бухгалтерские) и внутренние (неявные). К внешним издержкам относятся, например, затраты на покупку оборудования и сырья, заработная плата рабочим и др. Разница между валовым доходом (совокупной выручкой)и внешними издержками равна бухгалтерской прибыли. Она не учитывает внутренние (скрытые) издержки, т.е. альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме (например, альтернативную ценность времени предпринимателя). Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, можно получить экономическую прибыль.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические (альтернативные) издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы владелец при наилучшем его использовании.

Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход(совокупная выручка) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества благ

 

 

где TR − совокупный доход; P – цена товара или услуги; Q – количество товаров или услуг.

Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции (понятие рассмотрено ниже) средний доход равен рыночной цене:

 

 

где AR − средний доход.

Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

 

 

где MR − предельный доход.

Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов.

Краткосрочный период– период, в пределах которого нельзя изменить производственные мощности, а можно лишь поменять степень их загрузки (изменяя протяженность рабочего времени, количество сырья и др.). В отличие от краткосрочного, в долгосрочном периоде фирма может изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования, т.е. уменьшить или увеличить производственные мощности. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасли меняется количество фирм как в сторону уменьшения (в случае ухудшения рыночной конъюнктуры), так и в сторону увеличения (если продукция отрасли востребована, и значит, работа здесь прибыльна).

В краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.

Постоянные издержки – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства (затраты на аренду помещений, амортизацию зданий и оборудования, зарплата административно-управленческого персонала и др.).

Переменные издержки – это издержки, зависящие от объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, сдельная заработная плата и отчисления на социальное страхование рабочих и др.). Если производство остановлено, эти издержки равны нулю.

Сумма постоянных и переменных издержек дает валовые (общие) издержки

где TC – совокупные (общие или валовые) издержки; FC – постоянные издержки; VC − переменные издержки.

Для более точного анализа издержек применяют средние общие издержки(АТС или АС)– затраты на производство и реализацию одной единицы продукции. Средние издержки подразделяются на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки. Ниже показан принцип их расчета:

 

Для понимания поведения фирмы очень важна также категория предельных издержек – издержек на производство дополнительной единицы продукции. С помощью предельных издержек фирма может определить, во что ей обойдется увеличение производства на одну дополнительную единицу, и, наоборот, сколько она сэкономит, если сократит производство на одну единицу.

Предельные издержки рассчитываются по следующим формулам

 

(1)    
  (2)

где MC − предельные издержки; TC ― соответственно издержки производства n и (n-1) единиц продукции.

На рисунке 1 показаны функции предельных и средних издержек, их взаимосвязь. Как видно из рисунка, кривая предельных издержек (MC) пересекает кривую средних переменных издержек (AVC) и кривую совокупных издержек (ATC) в точках их минимального значения.

 

ATC, MC   0    
MC
Рис. 1. Средние и предельные издержки

 

Задача фирмы по максимизации прибыли сводится к поиску оптимальных значений объема производства и цены. Равновесие фирмы обеспечивается тогда, когда она достигает максимума производства. При этом на поведение фирмы влияют несколько характеристик рынка:

− количество фирм в отрасли;

− свойства продукта, его дифференциация, наличие субститутов;

− полнота информации;