В. Образность речи. Стилистические фигуры.
Перечисленными в предыдущем изложении тропами не исчерпываются возможности сделать речь выразительной. Существует ряд других средств экспрессии; например, каламбур, фразеологический оборот и др.
Суть каламбура, т.е. игры слов, как своеобразной речевой фигуры состоит в том, что путем использования смысла какого-либо слова или выражения в его буквальном значении, или на основе звукового сходства слов, или, наоборот, на базе многозначности слова, или путем "перелицовки" его данной конкретной фразе придается иногда юмористический, а иногда и едкий сатирический оттенок. В целом это делает речь не только более образной, но и, как следствие этого, более впечатляющей, запоминающейся, доходчивой. Уместно вспомнить энгельсовское: "Нищета философии!" - в ответ на презрительное: "Философия нищеты". Это ярчайший пример каламбура. А вот пример из сегодняшнего дня: "Абсурд языка или язык абсурда?" Это название критической статьи, анализирующей речь персонажей Андрея Платонова.
Еще один прием, которым можно добиться выразительности речи, - применение фразеологических оборотов.
Фразеологический оборот - это речевая конструкция, как правило, краткая по составу, но за краткостью обычно стоит большое содержание, например: "колесница истории", "держать в ежовых рукавицах", "убить двух зайцев", "сидеть между двух стульев" и т.п. собирательному образу, например молодежи, студенчеству, интеллигенции и т.п.; вторая особенность в том, что обращение не рассчитано на непосредственную обратную связь, на сиюминутный ответ; оно предполагает ответную реакцию в виде эмоционального отзыва, в дальнейшем превращающегося в мотив, побуждающий к тем или иным действиям. Риторическое обращение предназначено для создания наиболее благоприятного эмоционального настроя и восприятия слушателей.
Риторический вопрос как стилистическая фигура имеет то же практическое предназначение, что и риторическое обращение, разница лишь в формах: у риторического обращения форма восклицательная, а у риторического вопроса форма вопросительная: "Доколе будем мы, друзья, терпеть все тяготы безвластья?"
Эта форма создает впечатление диалога между выступающим и теми, кто его слушает, своей необычностью привлекая и концентрируя внимание слушателей на высказываемых мыслях, доводах, расчетах.
Следующая стилистическая фигура - инверсия. Суть ее в том, что обычный порядок слов заменяется необычным для смыслового и эмоционального содержания слов; тем самым внимание слушателей концентрируется именно на той мысли, которую хочет подчеркнуть выступающий, которую он хочет сделать центральной.
Пример;
"- Доброе утро, Иа! - сказал Пух.
- Доброе утро, медвежонок Пух! - уныло ответил Иа. Если оно доброе. В чем лично я сомневаюсь" (А.А. Милн. "Винни-Пух и все остальные").
Очередная из рассматриваемых нами стилистических фигур -параллелизм. Он заключается в том, что несколько предложений строятся как бы параллельно одно другому, имеет место синтаксический поворот, например: "Руководителю необходимо уметь сочетать в своей речи, с одной стороны, строгость, информативность, в какой-то мере даже академичность, с другой стороны - эмоциональность, искренность, непосредственность".
Довольно широко распространена такая стилистическая фигура, как антитеза. Она представляет собой противопоставление различных понятий, реализуемое на уровне словосочетаний, предложений, фраз. Антитеза лежит в основе многих пословиц, поговорок, например: "Не в бровь, а в глаз
Противопоставляться могут и отдельные слова, как в этой поговорке, и целые выражения, и речевые обороты, и словесные конструкции.
Предыдущая фраза может служить примером следующей стилистической фигуры - многосоюзия. Этот прием также ориентирован на придание большей выразительности речи, он заставляет говорящего интонацией подчеркивать соединяемые союзами, повторяющиеся предложения и отдельные части этих предложений. Противоположный многосоюзию прием - бессоюзие. Перечисление аналогичных сходных понятий, не соединенных союзами, играющими смягчающую роль, создает своеобразное эмоциональное состояние у слушающих: можно сказать, что этим приемом нагнетается чувство тревоги, опасения.
Например: "Отсутствие дисциплины, безответственность, халатное отношение к своим обязанностям, небрежность - вот то, что повлекло за собой аварию!"
Еще две парные, противоположные по содержанию стилистические фигуры - анафора и эпифора. Хотя названия их малоизвестны, однако в речи они употребляются довольно часто.
Анафора - это прием, когда повторяются отдельные слова или выражения в начале фразы, при эпифоре повтор бывает в конце предложения.
В отношении придания речи эмоциональности у анафоры и эпифоры назначения различные.
Анафора облегчает восприятие и запоминание слушателей основных мыслей, выраженных в речи, поскольку анафорический прием делит речь на четко разграниченные отрезки.
Например: "Мы могли бы поставить перед собой иные цели. Мы могли бы использовать другие методы их достижения. Мы могли бы, наконец, воспользоваться помощью наших коллег из научно-информационного центра".
Умолчание - стилистическая фигура, особенность которой в том, что часть фразы, слово, словесная конструкция опускается, не присутствует в тексте, но суть опущенного легко восстанавливается по смыслу. Цель подобного приема может быть различной: желание избежать чего-либо неудобопроизносимого или подчеркнуть взволнованность, эмоциональное отношение говорящего к содержанию произносимых им слов.
Например: "Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!"
(И.А. Крылов, басня "Мышь и крыса).
"Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор".
(И.А. Крылов, басня "Волк на псарне".)
Эллипсис - опущение какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого из языкового контекста, например, знаменитое: "Карету мне, карету!"
Как видно из определений двух последних стилистических фигур, разницы между ними практически нет.
Еще одна стилистическая фигура, хотя и довольно часто встречающаяся, однако малоизвестная по своему названию градация.
Она представляет собой размеренный, постепенный переход от одного понятия к другому, расчленение на последовательно расположенные ступени. Например: "Сколько можно ждать, терпеть, верить и надеяться?" Этот прием позволяет показать последовательное движение эмоций говорящего и пробудить соответствующий ход эмоций у слушающих.
Как видим, средств речевой выразительности много, они разнообразны, некоторые из них служат одинаковым целям, другие имеют цели уникальные.
Все экспрессивные языковые средства должны употребляться в системе, дополняя и оттесняя друг друга, воздействуя на слушателя, на его чувства и эмоции. Однако употреблять их следует всегда обоснованно, имея вполне определенную цель, отдавая себе полностью отчет в необходимости использования именно данного средства речевой выразительности в деловой речи.
Бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью употребление средств языковой экспрессии может повредить восприятию деловой речи, ее усвоению, действенности, даже вызвать у слушающих речь реакцию, противоположную желаемой.
Особое внимание выступающий должен уделить употреблению в своей речи стилистических фигур, фразеологизмов и других средств речевой выразительности в том случае, если его слушают люди, не владеющие его родным языком (или владеющие не в полной мере). В этом случае небрежность переводчика или невозможность найти идентичное выражение на другом языке может затормозить или даже принести вред переговорам, деловому совещанию, беседе и пр. Кроме того, подобное поведение выступающего может быть расценено зарубежными коллегами как недостаток внимания к ним или как бестактность.
Вопросы для обсуждения к теме 19
1. Каково место риторики в деловой жизни?
2. Дайте характеристику этапов развития делового красноречия.
3. В чем суть этических требований к публичным выступлениям в деловой сфере?
4. Каковы этические нормы ведения деловой беседы?
5. Дайте сравнительную характеристику различных форм речевого общения в деловой сфере.
6. В чем роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения?
7. Каковы тенденции развития риторики в современной деловой ЖИЗНИ?