В. Образность речи. Стилистические фигуры.

Перечисленными в предыдущем изложении тропами не исчер­пываются возможности сделать речь выразительной. Существует ряд других средств экспрессии; например, каламбур, фразеологи­ческий оборот и др.

Суть каламбура, т.е. игры слов, как своеобразной речевой фигуры состоит в том, что путем использования смысла какого-либо слова или выражения в его буквальном значении, или на основе звукового сходства слов, или, наоборот, на базе много­значности слова, или путем "перелицовки" его данной конкрет­ной фразе придается иногда юмористический, а иногда и едкий сатирический оттенок. В целом это делает речь не только более образной, но и, как следствие этого, более впечатляющей, запо­минающейся, доходчивой. Уместно вспомнить энгельсовское: "Нищета философии!" - в ответ на презрительное: "Философия нищеты". Это ярчайший пример каламбура. А вот пример из се­годняшнего дня: "Абсурд языка или язык абсурда?" Это название критической статьи, анализирующей речь персонажей Андрея Платонова.

Еще один прием, которым можно добиться выразительности речи, - применение фразеологических оборотов.

Фразеологический оборот - это речевая конструкция, как прави­ло, краткая по составу, но за краткостью обычно стоит большое со­держание, например: "колесница истории", "держать в ежовых ру­кавицах", "убить двух зайцев", "сидеть между двух стульев" и т.п. собирательному образу, например молодежи, студенчеству, интелли­генции и т.п.; вторая особенность в том, что обращение не рас­считано на непосредственную обратную связь, на сиюминутный ответ; оно предполагает ответную реакцию в виде эмоциональ­ного отзыва, в дальнейшем превращающегося в мотив, побужда­ющий к тем или иным действиям. Риторическое обращение предназначено для создания наиболее благоприятного эмоцио­нального настроя и восприятия слушателей.

Риторический вопрос как стилистическая фигура имеет то же практическое предназначение, что и риторическое обращение, разница лишь в формах: у риторического обращения форма вос­клицательная, а у риторического вопроса форма вопросительная: "Доколе будем мы, друзья, терпеть все тяготы безвластья?"

Эта форма создает впечатление диалога между выступающим и теми, кто его слушает, своей необычностью привлекая и кон­центрируя внимание слушателей на высказываемых мыслях, до­водах, расчетах.

Следующая стилистическая фигура - инверсия. Суть ее в том, что обычный порядок слов заменяется необычным для смыслово­го и эмоционального содержания слов; тем самым внимание слу­шателей концентрируется именно на той мысли, которую хочет под­черкнуть выступающий, которую он хочет сделать центральной.

Пример;

"- Доброе утро, Иа! - сказал Пух.

- Доброе утро, медвежонок Пух! - уныло ответил Иа. Если оно доброе. В чем лично я сомневаюсь" (А.А. Милн. "Винни-Пух и все остальные").

Очередная из рассматриваемых нами стилистических фигур -параллелизм. Он заключается в том, что несколько предложений строятся как бы параллельно одно другому, имеет место синтак­сический поворот, например: "Руководителю необходимо уметь сочетать в своей речи, с одной стороны, строгость, информатив­ность, в какой-то мере даже академичность, с другой стороны - эмоциональность, искренность, непосредственность".

Довольно широко распространена такая стилистическая фи­гура, как антитеза. Она представляет собой противопоставление различных понятий, реализуемое на уровне словосочетаний, пред­ложений, фраз. Антитеза лежит в основе многих пословиц, пого­ворок, например: "Не в бровь, а в глаз

Противопоставляться могут и отдельные слова, как в этой поговорке, и целые выражения, и речевые обороты, и словесные конструкции.

Предыдущая фраза может служить примером следующей сти­листической фигуры - многосоюзия. Этот прием также ориенти­рован на придание большей выразительности речи, он заставляет говорящего интонацией подчеркивать соединяемые союзами, по­вторяющиеся предложения и отдельные части этих предложений. Противоположный многосоюзию прием - бессоюзие. Перечисле­ние аналогичных сходных понятий, не соединенных союзами, иг­рающими смягчающую роль, создает своеобразное эмоциональ­ное состояние у слушающих: можно сказать, что этим приемом нагнетается чувство тревоги, опасения.

Например: "Отсутствие дисциплины, безответственность, ха­латное отношение к своим обязанностям, небрежность - вот то, что повлекло за собой аварию!"

Еще две парные, противоположные по содержанию стилисти­ческие фигуры - анафора и эпифора. Хотя названия их малоизве­стны, однако в речи они употребляются довольно часто.

Анафора - это прием, когда повторяются отдельные слова или выражения в начале фразы, при эпифоре повтор бывает в конце предложения.

В отношении придания речи эмоциональности у анафоры и эпифоры назначения различные.

Анафора облегчает восприятие и запоминание слушателей основных мыслей, выраженных в речи, поскольку анафорический прием делит речь на четко разграниченные отрезки.

Например: "Мы могли бы поставить перед собой иные цели. Мы могли бы использовать другие методы их достижения. Мы могли бы, наконец, воспользоваться помощью наших коллег из научно-информационного центра".

Умолчание - стилистическая фигура, особенность которой в том, что часть фразы, слово, словесная конструкция опускается, не присутствует в тексте, но суть опущенного легко восстанавли­вается по смыслу. Цель подобного приема может быть различ­ной: желание избежать чего-либо неудобопроизносимого или под­черкнуть взволнованность, эмоциональное отношение говорящего к содержанию произносимых им слов.

Например: "Коль до когтей у них дойдет,

То, верно, льву не быть живому:

Сильнее кошки зверя нет!"

(И.А. Крылов, басня "Мышь и крыса).

"Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"

И вмиг ворота на запор".

(И.А. Крылов, басня "Волк на псарне".)

Эллипсис - опущение какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого из языкового контекста, например, знамени­тое: "Карету мне, карету!"

Как видно из определений двух последних стилистических фигур, разницы между ними практически нет.

Еще одна стилистическая фигура, хотя и довольно часто встречающаяся, однако малоизвестная по своему названию гра­дация.

Она представляет собой размеренный, постепенный переход от одного понятия к другому, расчленение на последовательно расположенные ступени. Например: "Сколько можно ждать, терпеть, верить и надеяться?" Этот прием позволяет показать последовательное движение эмоций говорящего и пробудить со­ответствующий ход эмоций у слушающих.

Как видим, средств речевой выразительности много, они раз­нообразны, некоторые из них служат одинаковым целям, другие имеют цели уникальные.

Все экспрессивные языковые средства должны употребляться в системе, дополняя и оттесняя друг друга, воздействуя на слуша­теля, на его чувства и эмоции. Однако употреблять их следует все­гда обоснованно, имея вполне определенную цель, отдавая себе полностью отчет в необходимости использования именно данно­го средства речевой выразительности в деловой речи.

Бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью употребление средств языковой экспрессии может повредить вос­приятию деловой речи, ее усвоению, действенности, даже вызвать у слушающих речь реакцию, противоположную желаемой.

Особое внимание выступающий должен уделить употреблению в своей речи стилистических фигур, фразеологизмов и других средств речевой выразительности в том случае, если его слушают люди, не владеющие его родным языком (или владеющие не в пол­ной мере). В этом случае небрежность переводчика или невозмож­ность найти идентичное выражение на другом языке может за­тормозить или даже принести вред переговорам, деловому совещанию, беседе и пр. Кроме того, подобное поведение выступаю­щего может быть расценено зарубежными коллегами как недо­статок внимания к ним или как бестактность.

 

Вопросы для обсуждения к теме 19

 

1. Каково место риторики в деловой жизни?

2. Дайте характеристику этапов развития делового красноречия.

3. В чем суть этических требований к публичным выступлениям в деловой сфере?

4. Каковы этические нормы ведения деловой беседы?

5. Дайте сравнительную характеристику различных форм рече­вого общения в деловой сфере.

6. В чем роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения?

7. Каковы тенденции развития риторики в современной деловой ЖИЗНИ?