Большие группы

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер – генератор идей, лидер – организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

Основными явлениями (феноменологией) малых групп являются: место и положение ее членов в структуре внутригрупповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая динамика группы – ее возникновение, развитие, руководство группой, внутригрупповые отношения, групповые нормы и групповой контроль.

Позиция члена малой группы – устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Статус члена группы (групповой статус) – положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Роль – выполняемая индивидом социальная функция, способ поведения индивида в системе межличностных отношений (роль лидера, аутсайдера и др.).

Возникновение группы и вхождение в нее новых членов связано с процессамигруппообразования и внутригрупповой адаптацией личности. Регулятивной основой жизнедеятельности группы являютсягрупповые нормы и групповые ценности, т. е. то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно

Групповые нормы подразделяются нарегулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие. Регулирующие нормы – стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов. Групповые нормы разделяются по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности – это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы – принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом. Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияют ее величина и композиция, своеобразие индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными; с разнородным – гетерогенными.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером. Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель – официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только администратором. В различных ситуациях могут быть различныеситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер в отличие от руководителя не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

В отличие от ситуативного лидераруководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям; коммуникативная культура.

Руководство может осуществляться различными способами –стилями. Наиболее распространены три стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле, как правило, не развивается инициатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руководства может быть необходимым в экстремальных ситуациях.

Либеральный стиль руководства характеризуется невмешательством в принципиальные вопросы жизни группы.

Демократический стиль руководства характеризуется товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы.

Во многих случаях своеобразие ситуации требует выдвиженияситуативного лидера, хорошо ориентирующегося в условиях данной ситуации и способного к принятию адекватных решений.

Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблемных ситуациях. При этом существенна информационная подготовка принятия решения, свободная внутригрупповая дискуссия, позволяющая сопоставить различные позиции, увидеть проблему с различных сторон, уточнить позиции отдельных членов группы, устранить скрытые конфликты, нивелировать эмоциональные реакции.

Руководителю необходимо знать стремления и возможности членов группы, их совместимость в отдельных видах деятельности. Одна из главных задач руководителя – мобилизация группы на принятие взвешенных оптимальных решений. Здесь необходимы такие качества интеллекта руководителя, как гибкость, решительность, неподверженность конформизму, устойчивость ксоциальной ингибиции (от лат inhibeo – удерживаю) – тормозящему воздействию группы на индивидуальную активность.

Современный руководитель должен быть знаком с основами праксиологии – науки о рациональных основах деятельности, с основами менеджмента – практическими знаниями и умением эффективного руководства производительными группами.

Дэвид Мерсер, продолжительное время работавший главой английского отделения одной из самых преуспевающих компаний мира – IBM (42 тыс. работников, 1,5 тыс. управляющих, годовая прибыль до 5 млрд. долл.), справедливо отмечает, что именно в недрах этой корпорации были сформулированы и опробованы многие современные принципы менеджмента. В их основе – отношения доверия между людьми по вертикали и по горизонтали, забота о подчиненных, хорошее знание психологии управления. Эти принципы базируются на известной теории "Y" Дугласа Мак-Грегори о том, что если условия благоприятны, если работники будут приобщены к управлению, то они будут стремиться к ответственности и творческому решению проблем.

Д. Мерсер предлагает следующий свод передовых принципов менеджеризма.

1. Глубокие убеждения в совместных этических ценностях фирмы, ее работников и покупателей.

2. Политика пожизненного найма.

3. Повышение квалификации (возможность перемены работ).

4. Личные (материальные и иные) стимулы к труду.

5. Неспециализированная карьера. Передвижения работника в соответствии с его умением, опытом, желаниями.

6. Личное участие работников в процессе принятия решений.

7. Неявный контроль за работой, в основе которого поиск причин ошибок, а не их фиксация.

8. Выращивание сильной корпоративной культуры труда и взаимоотношений.

9. Холистический (семейно-патерналистский) подход к работнику.

Руководитель призван обеспечить оптимальный социально-психологический климат в своей микросреде, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать межличностных конфликтов. Причиной таких конфликтов нередко бывают завистливые, своекорыстные, недоброжелательные устремления отдельных руководителей-администраторов, их желание возвыситься над другими людьми, проявить властность, подчинить себе других членов группы.

Зрелость коллектива – высокий уровень коллективного сознания, гражданственная позиция членов группы.

Основные особенности зрелого коллектива: 1) ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью; 2) товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности; 3) каждый член коллектива видит перспективы движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии; 4) положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции; 5) личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальная группа в своем развитии проходит несколько стадий. На первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность. На второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив. На высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психологиямежотраслевых отношений. При этом возникает феноменмежгруппового восприятия, межгрупповыхвзаимооценок. Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникаетэффект внутригруппового фаворитизма, а если достоинства членов чужой группы принижаются –эффект межгрупповой дискриминации.

3.1. Большие социальные группы и психологические меха­низ­мы (особенности)

Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» - ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Виды больших социальных групп:социальные слои и классы, профес­сионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Социально – психологические проблемы больших социальных групп:

соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка);

структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт,

статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения);

соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах:

заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Этническая группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ) –исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого – представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность –нацию(от лат. natio – народ).

Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).

Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально–психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест).

Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» - групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение. Значение социально – психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп –групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующеготипа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов,внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших группформируют общественное мнение – групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципесоциального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления:мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).