Социально-психологическая организация малой социальной группы

Социально-психологическая организация малой со­циа­ль­ной группы. Социально-психологические особен­нос­ти фун­к­ци­ониро­вания малых групп и межгрупповые отношения

Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаи­мо­действующих и взаимозависимых лиц называетсягруппообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов поведения – явления социально-психологические.

К проблемам функционирования группы относятсяруководство и лидерство, принятиегрупповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образованиефункционально-ролевой структуры группы, групповойконтрольи групповыесанкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповойинтеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы, и специализацией деловых и межличностных отношений, реализуемых в процессе общения.

Различные группы могут находиться на качественно различных уровнях социального развития. Уровень группового развития определяется степенью опосредованности межличностных отношений общесоциальными ценностями. В развитой группе – коллективе индивидуальные цели и ценности совпадают с общесоциальными – возникает эффектгрупповой сплоченности.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация – взаимозависимость формально-ролевых положений (директор завода – начальники цехов, участков – бригадиры – рабочие) и неформальная групповая дифференциация.

Неформальная групповая дифференциация определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

Каждый член группы занимает в ней определенное положение – имеет определенныйгрупповой статус, определяемый егоролью в деятельности группы. Престиж и авторитет индивида зависят от соответствия его поведениягрупповым ожиданиям – экспектациям (от англ. expectation – ожидание), тем требованиям, которые предъявляются к исполняемой им социальной роли.

Социальная роль – общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности (роль учителя, врача, следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Основной направляющий механизм поведения человека – егожизненная позиция – ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Различаются три типа социальных ролей. 1)институциональные – закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия); 2)конвенциональные – роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.), 3)межличностные – роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации – основа социализации личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т.е. отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг.