Лекция 3. Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.
Сущность и основные разделы учетной политики организации.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации должны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры и других особенностей деятельности.
Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом - приказом об учетной политике. Главный бухгалтер организации составляет этот документ (с ежегодным уточнением) и несет ответственность за его формирование. Руководитель организации утверждает приказ об учетной политике и несет ответственность за его содержание и исполнение.
В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:
- изменение законодательства РФ или нормативных актов;
- разработка новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;
- реорганизация предприятия, смена собственности, изменение видов деятельности и др.
Изменения учетной политики должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.
Учетная политика организации может включать в себя 3 раздела:
1) организационно-технический;
2) учетная политика для целей бухгалтерского учета;
3) учетная политика для целей налогообложения.
1. Организационно-технический раздел должен содержать:
- способ организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации; централизованной бухгалтерией на договорных началах и др.);
- рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета);
- форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, упрощенная, др.);
- порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила, график документооборота, технологию обработки учетной информации;
- перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- порядок учета в филиалах, обособленных подразделениях (филиалы не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики организации в целом);
- организационные вопросы работы бухгалтерской службы (уровень централизации учетных работ, порядок контроля за хозяйственными операциями);
- способ представления бухгалтерской отчетности пользователям (на бумажных носителях, в электронном виде).
2. Методический раздел учетной политики для целей налогообложения (разрабатывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления) и т.д.
3 Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета разрабатывается в соответствии с нормами ПБУ 1/98. Наиболее важные вопросы, которые целесообразно включать в данный раздел:
1. Формы бухгалтерской отчетности;
2. Порядок начисления амортизации по основным средствам. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» существуют четыре способа:
1) линейный способ - равномерное начисление амортизации за время использования основных средств;
2) способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ - начисление производится в соответствии с выполненной работой или произведенной продукцией;
3) способ уменьшаемого остатка;
4) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (методы ускоренной амортизации).
3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
В соответствии с п. 15 ПБУ 14/2000 существуют три способа:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ;
4. Порядок погашения стоимости нематериальных активов - накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» или уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива по кредиту счета 04 «Нематериальные активы»;
5. Порядок списания стоимости основных средств путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы
по мере отпуска в производство или эксплуатацию.
6. Порядок проведения переоценки основных средств.
7. Порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов (МПЗ) - по фактической себестоимости изготовления, фактической себестоимости приобретения, фактической себестоимости МПЗ, исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и т.д.
8. Порядок признания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) - отражение на счете 15 «Заготовление и приобретение МЦ»; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 «Материалы».
9. Методы списания ТЗР и отклонений в стоимости материалов.
10. Методы оценки списываемых МПЗ. Оценку можно производить: по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первыхпо времени приобретений (метод ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО).
11. Порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов:
1) для учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов предусматриваются счета 25 и 26. На них относятся расходы, которые нельзя сразу отнести на готовые виды производства и которые не связанны непосредственно с производственным процессом. Затем (ежеквартально) эти расходы в полной сумме списываются на счета учета реализации;
2) расходы сразу списываются на счета учета реализации.
12.Порядок распределения косвенных расходов между объектами учета.
13. Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. К методам учета затрат на производство относятся:
1) простой (или попроцессный) - затраты списывают непосредственно на объект учета, к которому они относятся, а себестоимость определяют уровнем затрат, отнесенных на соответствующий объект учета (например, в сельском хозяйстве);
2) попередельный - затраты относят на соответствующий передел (фазу) в изготовлении продукции и соответственно определяют себестоимость производства продукции на каждом переделе,
а затем - конечного продукта;
3) позаказный метод - затраты относят на каждый выполненный заказ и соответственно определяют себестоимость производства каждого заказа;
4)нормативный метод - затраты относят на соответствующие объекты учета по установленным нормативам с последующим включением отклонений от норм;
5) директ-костинг - прямые переменные расходы относятся на затраты производства, а постоянные расходы списываются со счетов общехозяйственных расходов непосредственно на счета продаж.
14. Порядок распределения затрат вспомогательных производств.
15.Порядок создания резервов организацией (резервы на предстоящие расходы и платежи: на оплату отпусков, выплату вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, на ремонт основных средств и т.п.). Резервы могут и не создаваться.
16. Порядок учета выпуска продукции. Предусматривается возможность применения двух вариантов учета выпуска продукции: с
применением специального счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и без применения этого счета. В первом случае по дебету этого счета собираются все фактические затраты по производству продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета затрат на производство. По кредиту счета отражается оприходование продукции по плановой себестоимости. В результате создается возможность выявления разницы между плановой и фактической себестоимостью по каждому виду продукции. Во втором случае счет 40 не применяется, затраты и выход продукции обычным путем учитываются на счетах учета затрат на производство.
Поскольку в сельском хозяйстве по большинству видов продукции себестоимость исчисляется только в конце года, применяется, как правило, второй вариант учета выпуска продукции.
17. Порядок списания затрат на ремонт основных средств. Три варианта начисления и списания затрат на ремонт:
1) отнесение фактических затрат по ремонту непосредственно на объекты учета основного производства, для которых производится ремонт;
2) резервирование затрат на ремонт и отнесение сумм в определенном твердом проценте на затраты с последующим списанием фактических затрат по ремонту за счет созданного специально резерва на ремонт;
3) отнесение затрат на ремонт за счет расходов будущих периодов с постепенным списанием их на счета затрат основного производства.