Товародвижение

Товародвижение – планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их производства к местам потребления.

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов. Во всем мире ежегодные затраты на обеспечение товародвижения составляют в среднем 2 трлн долл., из которых около 60 % уходит на покрытие расходов по транспортировке сырья и готовой продукции, 40 % расходуется на перемещение материалов, содержание складских помещений, хранение и компенсацию потерь, связанных с нереализованной продукцией.

Цель товародвижения – доставка нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. Ни одна система товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара.

Максимальный сервис для клиента подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и многочисленность складов. Это способствует росту издержек по распределению. Нормальным считается уровень затрат на организацию товародвижения – до 15 % суммы продаж для фирм-производителей и до 25 % для промежуточных продавцов. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и небольшое число складов. Однако отсутствие обеспечения поставки товара в срок может привести к потери клиентов. Так, летом 1976 г. фирма «Кодак» развернула рекламную кампанию по своему новому фотоаппарату для получения мгновенных снимков, не обеспечив предварительно магазины достаточным количеством товара. Рекламируемых камер в магазинах не было, и потребители стали раскупать камеры «Поляроид».

При принятии управленческих решений по организации товародвижения необходимо, прежде всего, сформулировать цель системы товародвижения. Например, корпорация «Кока-кола» стремится «приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки вашего желания». Далее для достижения поставленной цели с минимальными издержками нужно решить следующие вопросы:

1. Как работать с заказчиками и обрабатывать заказы?

2. Где хранить товарно-материальные запасы (складирование товара)?

3. Каким должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов?

4. Каким образом отгружать и транспортировать товары?

Рассмотрением данных вопросов занимается логистика.