Библейские свидетельства (Моисей)

Влияние экономики на патриархальную семью

Библейские свидетельства (Агарь, Измаил)

И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]... <...> Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее...[265]

И это при том, что за перворожденным ребенком закрепляется право на двойную часть наследства, даже если он сын нелюбимой жены.[266]

Если враждуют единоутробные братья, разумно предположить, что не сдерживаемая (напротив, часто инициируемая) не питающими друг к другу теплых чувств женщинами вражда среди сводных достигает ничуть не меньшего накала. Меж тем сводных братьев, претендующих на известную часть наследства, не так уж и мало: «И было у него семьсот жен и триста наложниц»,— говорится о царе Соломоне.[267] Надо думать, что и здесь ожидание трогательной братской любви было бы неуместным.

И в наши дни право человека распорядиться зачатой жизнью не оспаривается светской властью, в те же далекие времена оно простиралось и на рожденного младенца. Заметим, что здесь человек не вступал в противоречие не только с законом, но и с нравственными заветами своего времени. В сущности, так же сегодня мы смотрим на право хозяина дома распорядиться жизнью новорожденных котят: его решение может травмировать наши чувства, но, по зрелом размышлении, мы не найдем достаточных оснований для упрека. О нормах того времени свидетельствует то красноречивое обстоятельство, что даже через несколько столетий после основания Рима Аристотель будет закладывать в философские и правовые основания идеально устроенного государства требование: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[268]

— Долгое время там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного государственным нормативом числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же афинский философ.[269]

— Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[270] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Известны сюжетные мотивы, повествующие о том, как новорожденного младенца кладут в глиняный сосуд, корзину из тростника и бросают на произвол судьбы.

Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.[271]

 

Мы знаем, что эта легенда рождена распоряжением фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола. Но распространенность сюжета во всех культурах того времени говорит о том, что причины лежат прежде всего в экономике.