Обрядовые (церемониальные).
Домашние институты.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
XI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Формальные и неформальные отношения, формальные и неформальные агенты социализации
РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Преодоление кризиса
В конечном счете здоровое общество, преодолевающее испытания перехода к постиндуриальной фазе, находит в себе силы преодолеть и этот кризис. Отдадим должное: в Америке «поп-звезда» и другие кумиры молодежи давно уже пропагандируют традиционные ценности: не курить наркотики, стремиться быть полезными обществу и т.п...
Традиционное искусство и «поп-культура» находят точки соприкосновения и от этого одна становится доступней нации, вторая поднимается на уровень подлинной культуры.
— Биттлз, Бони-М, АББА, Скопион и т.д.
— Совместные концерты симфонического оркестра и современных рокеров.
— Уровень западных исполнителей поднимается до настоящих высот (Майкл Джексон).
И т.д...]
В обществе же, которое находится в состоянии затянувшейся перестройки, кризис протекает в острой форме. Разумеется, он будет преодолен и в России, но задача в том, чтобы оставить поменьше шрамов.
Содержание социализации:
— формирование социального «Я», «социальное зеркало»,
— усвоение ключевых ценностей общества, норм и правил поведения,
— освоение социальных ролей,
— обретение статусов
Фазы и критические точки социализации— переломные точки социализации:
— переход от юности к зрелости (18 лет),
— от акме, возраста расцвета к закату (40—45),
— выход на пенсию (60—65).
Первичная и вторичная социализация— социализация в кругу близких и родных, социализация в сфере формальных институтов
Влияние особенностей современной социализации на систему социального обеспечения:
— усложнение социальной жизни влечет затягивание процесса социализации,
— затягивание социализации влечет сокращение общей массы живого труда, направляемого на обеспечение старости
Влияние особенностей современной социализации на институт семьи
– Нестабильность брака
– «Женское воспитание»
Искусство как институт социализации
— художник и его герой как агент социализации;
— искусство для искусства, утрата социализирующей роли художника,
— выдвижение на первый план «поп-культуры» как института социализации.
«Поп-культура» как институт, «поп-звезда» как агент социализации.
Содержание:
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1.1. Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру
1.2. Современное понимание социального института
1.3. Определение социального института
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Первичная и вторичная социализация
2.2. Состав агентов и институтов социализации
2.3. Агенты и институты первичной социализации
2.4. Агенты и институты вторичной социализации
2.5. Особенности первичной и вторичной социализации
Социальные институты возникают с разложением родового строя и становлением государств.
1.1. Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру
Институт (лат. institutum — установление, учреждение)
Первым предложил науке термин «социальный институт»[225] английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.
Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности.Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи.
Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий».
Автор органической теории общества основательно проанализировал функционирование следующих социальных институтов:
Семья, брак, проблемы воспитания.
Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания; воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.
Эти институты призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Они возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.