КРИЗИСНЫЕ ТОЧКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Укрепление жизнеспособности общества.

Общество формируется и укрепляется только вокруг каких-то ценностей. Но это сплочение, в свою очередь, происходит лишь в процессе выработки единого «стандарта» (нормы) практического ответа индивидов на чужое действие. Без подобных норм общество нежизнеспособно.

Напротив, существование единой системы ценностей, которая закрепляется в совокупности нормативных форм ответа на систематически повторяющиеся раздражители, способствует ускорению выработки единой реакции на новые вызовы. Иными словами, делает общество постоянно развивающимся организмом, способным адаптироваться к любым условиям своей жизни.

Таким образом, можно заключить следующее.

1. Содержание социализации на уровне индивида включает в себя:

— формирование социального «Я»,

— усвоение ключевых ценностей общества, норм и правил поведения,

— освоение социальных ролей,

— обретение социальных статусов.

2. Содержанием социализации на уровне общества в целом становится формирование способности его адаптации к меняющимся условиям развития.

На графике, выражающем процесс социализации, были выделены три кризисные точки: А, С, В. Рассмотрим их подробнее.

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис – это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.

Кризисная ситуация – это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например, от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем длительней пауза между двумя периодами, тем глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации.

Кризисные, или проблемные ситуации – это уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и др. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность – это психологический индикатор социальной проблемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабоченность. Она свидетельствует о томлении перед неизвестностью, о сильной негативной мотивации. Такая мотивация в случае перехода к армейской службе связана с негативным отношением большинства к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу ученики – это носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда уже поздно переучиваться или доучиваться, когда учиться, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.