Библейские нормы
Содержание социализации.
2.2.1 Формирование социального «Я» человека
Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через усвоение культурных норм и социальных ценностей, это процесс превращение внешних норм во внутренние правила поведения.
Никакая ценность не может быть перенята индивидом только в процессе пассивного восприятия. Только там, где она переходит в устойчивые формы индивидуального поведения, можно говорить о действительном ее усвоении. Более того, существо этой ценности в полной мере осознается индивидом только в процессе закрепления ее в формах поведения.
Так, например. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».[222] Казалось бы, простая истина, доступная и младенцу, но в самом ли деле все в ней ясно?
Предполагается, что такое смирение усовестит обидчика, и он раскается. Однако это возможно только там, где обидчик принадлежит той же культуре, что и обиженный им. А если все не так, и перед нами человек, который всю жизнь впитывал совершенно иную систему ценностей, усовестится ли он? Не воспримет ли он наше смирение как знак покорности, как готовность полностью смириться перед ним и до конца своих дней отдавать ему последнее?
Заметим, христианская церковь, проповедуя эту норму, не требует распустить армию. Напротив, благословляет воинство на отпор захватчику. Таким образом, норма отнюдь не однозначна, и требует усвоения бесчисленного множества возможных форм ее реализации. Только после этого устанавливается какой-то инвариант. Но и то — только в отношении людей, близких по своей культуре.
Усвоение же всего спектра возможных форм реализации нормы происходит в процессе выработки практического ответа на чужое действие, только в реальном взаимодействии людей.
Механизм становления социального «Я» состоит в усвоении реакции внешнего социального мира на мое поведение. Мнения значимых для меня лиц обо мне служат своеобразным зеркалом, в котором я вижу свое собственное «отражение». Глядясь в это «зеркало», я постоянно подправляю что-то во мне, и, следовательно, формирую это «Я».
Социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Но вновь подчеркнем: усвоение и освоение не в виде абстрактного знания, но в виде устойчивых, прочно закрепившихся в подсознании форм собственного поведения.
Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения; незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из его частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.