Изобретение ватерклозета

Относительность и условность стратификационных оценок

Важно понять: дифференциация статусов не является аутентичным отражением объективной реальности. Во многом она отражает субъективные предпочтения общества.

Не существует никаких объективных критериев, с помщью которых можно было бы градуировать человеческие таланты. Художник-художник, художник-поэт и художник-ассенизатор в сущности ничем не отличаются друг от друга. Более того, трудно сказать, кто «более матери-истории ценен».

Сегодня социологи согласны в том, что в появлении ватерклозета сыграли роль два общественных феномена: во-первых, необходимость упорядоченного устранения фекалий в условиях высокой плотности населения, во-вторых — развитие у людей выраженной стыдливости по отношению к физиологическим отправлениям.

В течение всего Средневековья европейцы справляли нужду вполне публично.

Придворная знать эпохи Возрождения уже предпочитала церемонно удаляться во внутренний двор. Такому поведению стали подражать и многие горожане. Вскоре и они стали справлять нужду тайно. Со временем во дворах возникли первые «домики» — поначалу это были просто ямы в земле, загороженные от глаз.

Лишь в 1589 т. английский придворный Джон Харриигтон сконструировал первый ватерклозет и поставил его у себя в доме. При этом смывом он пользовался лишь раз в день.

Через два века Александр Каммингс (1775) и Джозеф Брамах (1778) изобретают собственные, более совершенные, модели.

Тема экскрементации со временем становится табуированной, и не в последнюю очередь поэтому одному из высших достижений культуры, не достается своего пьедестала. Между тем ватерклозет дал человеку во всяком случае не меньше, чем все артефакты искусства. Но до сих пор человечество готово чтить Гиппократа, и оставляет в безвестности своих врачевателей-сантехников.

 

Исторические метаморфозы стратификации

Платон делит общество на:

«золото» (правителей — философов),

«серебро» (стражей закона — воинов),

«медь» (крестьян, ремесленников, торговцев).

Платон приводит миф, согласно которому боги в души правителей вложил золото, их помощников — стражей закона — серебро, а в души 3 сословия — железо и медь. Исключительно редко от земледельцев рождается ребенок с золотом/серебром в душе, но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс;

Разумеется, речь может идти только о свободнорожденных гражданах.

Вольноотпущенники и метеки (иностранцы и выходцы из других общин) — низшая категория населения, которая не включается в демос и находится в униженном положении.

Женщины вообще не принимаются в расчет.

Совершенно особую позицию занимают рабы.

Но и в рабовладельческом обществе стратификация не является абсолютной, в зависимости от внешних и внутренних политических условий статус человека может меняться.

Так, например.Пелопоннесская война. После самобийственной для Греции войны между Афинами и Спартой метеки получают признание и становятся видными, часто виднейшими членами гражданской общины. Другими словами, обретают совершенно иной социальный статус. Часто метеки играют ведущую политическую роль, значение которой выходит далеко за пределы полиса и принимает общегреческие (то есть, по представлениям того времени международные) масштабы.

Виднейшие ученые, литераторы, ораторы, юристы — метеки.

В критические для государства моменты воинами становились рабы, что категорически исключалось в условиях мира. Отпущенные на свободу, они даже включались в состав привилегированного формирования — Фаланги. Включение же в фалангу означало обретение всей полноты гражданских прав; вчерашний раб становился представителем элиты.

В Риме вольноотпущенники делали карьеру чиновников, потомки вольноотпущенников становились всадниками и даже сенаторами.

Таким образом, можно заключить: статус отнюдь не абсолютен. Он отражает господствующую систему отношений и формирующуюся благодаря ей систему субъективных предпочтений (общественных заблуждений).

Средние века. Художник — это человек второго сорта. Поэты, литераторы, ученые вынуждены принимать позу римского клиента для издания своих сочинений. Если почитать посвящения аристократам, это можно увидеть со всей отчетливостью.

Но уже на закате Средних веков докторский диплом приравнивается к рыцарскому званию. Доктор Фауст становится героем фольклора. Однако еще в XVII веке гвардейский офицер — выше академика.

Ренессанс возвышает художника. Но все еще не его профессию. Признание получает только добившийся выдающихся результатов мастер, но не цех.

В течение всего Средневековья представители гуманитарных дисциплин стоят выше естествоиспытателей. Но уже в Новое время они выдвигаются на первый план. Ньютон.