Российские особенности суверенизации личности
Предприниматель как тип творческой личности
Дворянин как исторический тип личности
Рыцарь. Этика и культура рыцарства
Мятеж
Ретризм (изолированный тип)
Ритуализм
Индивид абсолютизирует институциональные средства. Цели для него вторичны (например, кредо бюрократа — нельзя и все). Такой тип приспособления предполагает понижение целей — успеха, индивид не нарушает институциональных средств достижения целей. Богатство, высокий статус не являются стимулом для особой активности, тем более если они не связаны с традиционной трудовой деятельностью. Например, угроза безработицы в России не увеличила трудовую активность основной массы населения.
Вопреки ожиданиям реформаторов, не возросла и социальная вертикальная мобильность. Для этого недостаточно сформированы такие социокультурные характеристики россиян, как: готовность продаваться на рынке труда; рационализм, самоорганизация и др.
Ритуализм характерен для значительной части рабочих и работников социокультурной сферы как законопослушных граждан.
Индивид уходит от институционализированных средств и целей, тип приспособления связан с отвержением общепризнаваемых социокультурных ценностей (бродяги, бомжи, наркоманы, алкоголики). Некоторые россияне не могут достичь своих целей законным путем, но и не хотят прибегнуть к эффективным, но незаконным новым средствам. Происходит самоизоляция от общества, которое при этом ничего не делает, чтобы не допустить подобной аномалии.
Деятельность направлена на активное противостояние и опровержение норм существующей общественной организации. Люди стремятся создать новую систему ценностей и новых средств их достижения, что предполагает ломку старой.
РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ:
Место рыцаря в социальной структуре:
— между знатью и простолюдином,
— между свободным и несвободным,
— между мирянином и духовным лицом.
Правовое и имущественное положение как условие освобождения личности от внешних источников достоинства
Роль средневековой культуры в формировании нового типа личности
Правовое и имущественное положение
Служба как единственная форма обретения личного достоинства
«Дворянство шпаги». «Дворянство мантии».
Собственность как функция самоуправления, собственник как агент социального самоуправления
Этика кальвинизма как этическое кредо капитализма
Личность предпринимателя
Роль общественных реформ Александра II
Формирование новой культуры. Нигилизм. Базаров
Нечаев. «Бесы». Русский терроризм
Экстремизм русской революции.