Библейские свидетельства о статусе домочадца

«…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему».[111]

Что же касается юридического статуса свободнорожденного сына (и уж тем более сына невольницы), то и он далек от действительной полноты прав человека даже тех, ветхозаветных, времен. Авраам готов принести в жертву Исаака, и община того времени не находит здесь решительно ничего противоестественного и уж тем более преступного, свидетельством чему выступает то обстоятельство, что этот сюжет как вероучительное начало входит в священный канон.

В республиканском Риме правовое положение личности характеризовалось тремя статусами:

— свободы,

— гражданства и

— семьи.

По первому основанию все население делилось на свободных и рабов, и полноправным гражданином мог быть только тот, кто не принадлежал к последним. По статусу гражданства свободные делились на граждан и иностранцев (перегринов). Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники (либертины), но эти оставались клиентами бывших хозяев и были заметно ограничены в своих правах. Наконец, статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались исключительно главы римских семей.

Только тот (им был лишь глава семьи), кто одновременно отвечал всем критериям, обладал полной правоспособностью. В публичном праве это означало возможность участвовать в народном собрании и занимать любые государственные должности, в частном — вступать в римский брак и участвовать во всех имущественных правоотношениях.

Таким образом, члены семей — не исключая и тех, чьи годы уже клонились к закату,— считались находящимися под властью pater familia, и долгое время, даже вступая в имущественные правоотношения, действовали не от своего собственного, но от имени патриарха. Словом, на деле освобождение от неограниченной власти родителя наступает только со смертью (нередко самого сына).

Словом, на деле освобождение от неограниченной власти родителя наступало только со смертью (нередко самого сына).

Впрочем, есть и другой выход, память о котором сохранили нам относящиеся к V в. до н. э. Законы XII таблиц.

Законы XII таблиц о статусе домочадца

«Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца».[112]

Конечно, в этом можно увидеть и цивилизованное разрешение конфликта поколений, ведь трехкратная продажа в рабство означает по меньшей мере двукратный выкуп, поэтому процедура в большинстве случаев чисто формальна, и в сущности представляет собой род обязательного, но вместе с тем никого ни к чему не обязывающего обряда. Однако разумно все же предположить, что в этом рудименте древнего права отразились жестокие реалии еще более ранних не страдавших избыточной сентиментальностью времен.