Геродот о каннибализме

Ритуальный каннибализм

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, СООБЩАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО

Одной из первых форм преодоления ограниченности наличного бытия, прорыва в иную форму существования, которая открывает перед человеком новые возможности, является ритуальный каннибализм.

Каннибализм широко распространен в природе — животные-хищники не упускают возможности утилизировать своих сородичей, даже собственных родственников. Здесь одновременно и регулирование санитарии и обеспечение себя необходимым для выживания.

Первобытные племена, живущие в наше время в джунглях Южной Америки и островах Океании, пустынях Африки и Австралии, не видят причин отказываться от легко доступного животного белка во время голода. Когда европейский путешественник впервые встретил индейцев, живших на Огненной Земле, и познакомился с их жизнью и обычаями, он узнал о принятом в племени каннибализме. Путешественник спросил одного индейца, почему во время голода в первую очередь съедают старух, а не собак, единственных домашних животных, знакомых племени. Индеец посмотрел на белого человека, как на идиота, и ответил: «Собаки ловят выдр, а старухи — нет».

Но с развитием общества характер каннибализма меняется. Он перестает быть средством удовлетворения голода и обретает ритуальный характер, наполняется глубоким метафизическим смыслом. Захваченный в бою противник, обладающий выдающимися достоинствами, съедается победителем. Обычай поедания основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему.

Развитие цивилизации, обретение способности постижения действительности рождает мифологему, согласно которой качества человека имеют род самостоятельного существования. Это некие особые субстанции, способные переходить от тела к телу. К ним, в первую очередь, относятся те, что обеспечивают его превосходство над окружением: силу, бесстрашие, ловкость... Отсюда, различие достоинств человека объясняется тем, что эти субстанции в разной степени концентрируются в людях. Но дело можно поправить, попросту съев ту часть тела, в которой они пребывают.

Пережиток этого ритуала сохраняется еще в Древней Греции. Об этом говорит в своей «Истории» Геродот.

При осаде египетского города Пелусия греческие наемники воевали как на стороне фараона, так и против него: часть из них под началом некоего Фанеса изменила. За это, по древней легенде, сохраненной для нас Геродотом, «в гневе на Фанеса за то, что тот привел вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой.[98]

Это не простое запугивание: дескать, и с тобой, Фанес, будет то же, что с твоими детьми. Такое бахвальство только прибавляет злобы врагу, а следовательно, увеличивает его шанс на победу. Здесь другое — отголосок древней магии: «Теперь против тебя, Фанес, будут воевать твои собственные дети!» А вот это и в самом деле может вселить мистический ужас...

Впрочем, осажденные проиграли сражение. Но только ли от того, что древние ритуалы уже потеряли свою силу?

Даже утратив силу, пережитки древних ритуалов сохраняются и по сию пору. Компьютерные игры одна за другой тиражируют сюжет, когда игрок, побеждая какого-то виртуального противника, забирает его силу или обретает «дополнительную» жизнь. А это ничто иное, как «генная память» о магии, родившейся задолго до становления первых цивилизаций.

В разных (значительно стертых цивилизованностью) формах ритуал переживает тысячелетия.

У Майн Рида индейцы охотятся за скальпами своих врагов. Количество скальпов – это свидетельство доблести воина. Конечно, здесь уже нет сознания того, что именно снятие скальпа сообщает победителю новые качества, но рудимент подобного взгляда на вещи сохраняется.

Чеченская война. У российских спецназовцев и у чеченских боевиков очень быстро завелся обычай хранить отрезанные уши убитых лично ими. Количество отрезанных ушей — это количество убитых врагов. В свою очередь, число убитых врагов обозначает статус воина.

Компьютерная игра. Герой убивает врагов, и с каждым убитым получает бонус — «призовую жизнь».

В этих ритуалах мы видим, что личность и сегодня далеко не всеми воспринимается как продукт саморазвития. В собственных глазах человека качества, которые отличают его от своего окружения, могут быть сообщены только извне. Иначе говоря, в неявной форме мы, как и далекий наш предок, до сих пор склонны видеть в них род высших, независимо от нас существующих начал, способных «присоединяться» к земной субстанции нашего тела. Не случайно до сих пор, отличая кого-то, мы говорим то о «божественной искре», то об «особой природе», то еще о чем-то таком, к чему сам человек не имеет отношения и чему он даже не знает настоящего имени. Личные же усилия лишь помогают раскрытию этих сплавленных с нами материй и не более того.