Вебер о Социальном действии

Социальное действие

МАКС ВЕБЕР (1864—1920)

Вебер внес существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология, по его мнению, анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории социологии это:

— поведение,

— действие,

— социальное действие,

— социальное отношение.

Поведение — это наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл.

О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — это гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер исходит из того, что человек — это культурное существо, и на основе именно этой предпосылки пытается построить здание объективной социологии. Только то, что содержится в культуре, может составить содержание человеческой мотивации, то есть подразумеваемого смысла действий. В мотивации не может быть ничего, что отсутствует в культуре. Соответственно то, чего нет в культуре, не может стать предметом социологического изучения.

Например, просто реактивные действия не являются предметом интереса социологов так же, как вообще действия, даже если они связаны с взаимодействием нескольких участников, но не имеют «подразумеваемого смысла». «Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта является уже социальным действием»

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

традиционное, которое определяется традицией или привычкой;

аффективное, которое определяется эмоциями;

ценностнорациональное, оно определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

целерациональное, когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей.