Понятие этноса
УЧЕНИЕ Л.Н.ГУМИЛЕВА ОБ ЭТНОСАХ
В конечном счете все начинается с этноса. Именно этнос формирует общество. Поэтому отправным пунктом социологических учений должен быть именно он.
ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) — межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.[74]
По принятой в российской этнологии классификации в настоящее время на Земле сосуществуют три типа этносов: племя — народ — нация.[75] К самому раннему типу относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческой и феодальной формациями связан такой тип этноса, как народность. С развитием товарно-денежных (капиталистических) отношений и усилением экономических связей между народами возникает и такой тип этноса, как нация.
В отечественной науке основы учения об этносе были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал его как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать:
— этносы как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и
— этносоциальные организмы как этносы, сопряженные с территориально-политическими общностями.
Последние, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития, и, в зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации, выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической).
В работах А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос рассматривался в контексте коммуникации как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенный обмен информацией, который обеспечивает преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей (племена, народности, нации) — это три разных типа информационной плотности
Особое место в развитии представлений об этносе занимают работы Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы, особой биосоциальной реальности, которая развивается по своим уникальным законам. Этнос может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями — пассионарными толчками. Этнос проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает.
По Гумилеву, этнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется:
1. Ощущением комплиментарности, т.е. подсознательной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов. Проще говоря, деление на «своих» и «чужих».
Наиболее известный пример — эллины и варвары. Известно, что даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени. Фукидид, второй из великих греческих историков, подмечая этот факт, пишет:
«…мне кажется, что сами эллины не обособились еще под одним именем, противоположным названию варваров».[76]
Слово «эллины» как общее самоназвание древних греков впервые зафиксировано в произведениях Гесиода и Архилоха. Так. Гесиод в своей поэме «Труды и дни», рассуждая о зиме пишет: