Коммуникация. Иерархия сигнальных систем
Характеристика общества в нуль-пункте истории
К.Каутский о прибавочном продукте
К.Маркс о прибавочном продукте
«Итак, совершенно независимо от всякого накопления,— пишет Маркс,— уже простое повторение производственного процесса, или простое воспроизводство» неизбежно превращает по истечении более или менее продолжительного периода всякий капитал в накопленный капитал, или капитализированную прибавочную стоимость. Если даже капитал при своем вступлении в процесс производства был лично заработанной собственностью лица, которое его применяет, все же рано или поздно он становится стоимостью, присвоенной без всякого эквивалента, материализацией — в денежной или иной форме — чужого неоплаченного труда».[7]
У Карла Каутского, может быть, лучшего из популяризаторов Маркса, это сказано проще и доходчивей:
«...даже при простом воспроизводстве всякий капитал через известное число лет превращается в накопленный капитал, состоящий из одной прибавочной стоимости».[8]
Весь необходимый продукт сгорает в процессах личного и производственного потребления. Остаются только разновидности прибавочного. А это значит, что все окружающее нас представляет собой ту или иную форму прибавочного продукта.
Сформулируем шире: только «прибавочная» составляющая производимого продукта формирует корпус культуры. Искусство займет свое место именно в ней. Поэтому именно она и заслуживает самого пристального рассмотрения. «Необходимая» часть остается достоянием прошлого, другими словами, того, что роднит нас с животными,— только «прибавочная» делает человека человеком.
Для того чтобы постичь природу происхождения прибавочного продукта, нужно уяснить, чем может быть первобытное общество в самом начале своей истории, в ее «нуль-пункте». И в первую очередь осознать то важное обстоятельство, что собственно обществом ему еще только предстоит стать. В сущности, это неоформленное множество ничем не связанных друг с другом семейных общин, каждая из которых живет своей обособленной жизнью и каждая вынуждена самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Эти замкнутые разрозненные хозяйства полностью автаркичны, другими словами независимы друг от друга; ведущие их субъекты в строгом смысле еще даже не люди, хотя они уже и перешагнули рубеж, отделяющий их от животных.
Они даже не могут иметь единой системы коммуникации — ведь если нет совместной деятельности, вовлекающей их в какой-то единый целевой поток, нет никакой необходимости и в ней. Понятийному языку, как и началам экономики, тоже еще только предстоит сформироваться. Есть сигнальная система, которая существует в любом стадном/стайном объединении. Возможно, она более развита, чем у животных, но она остается той, которую И.П.Павлов отнес к «первой». «Второй» сигнальной системы еще не существует.
Но ведь и «вторая» — это далеко не все, чем обладает человек. Она не обеспечивает становление представлений о вещах, не имеющих места в природе. А это не только памятники искусства, но и новые — более сложные — орудия, и новые продукты все усложняющегося труда. Поэтому, если видеть во второй сигнальной системе лишь свод обозначений того, что уже стало элементом реальности, проще говоря, на что можно указать пальцем, напрашивается вывод: она способствует их вос-производству но не обеспечивает возможности их перворождения.
Другими словами, не обеспечивает возможности творчества. Отсюда встает необходимость существования «третьей», т.е. системы обозначений предметов, впервые возникающих лишь «в голове» человека, и только затем воплощающихся в материале.
Между тем отсутствие языка, включающего элементы «третьей» сигнальной системы означает отсутствие сознания. Поэтому «биологически законченный» человек еще не является человеком в строгом смысле этого слова. Человек — это не только анатомия, но еще и сознание. сознание же неотделимо от творчества. Поэтому «Homo sapiens sapiens» по существу еще только «полуфабрикат».