Деятельность.

Тема 3. Сознание и бессознательные психические явления.

 

  1. Развитие психики в филогенезе. Стадии в развитии психики животных. Различия психики животных и человека.
  2. Гипотезы о происхождении сознания. Сознание как высшая форма развития психики.
  3. Сознание и бессознательное. Неосознаваемые психические процессы, их виды.
  4. Мозг и психика.
  5. Понятие деятельности. Единство сознания и деятельности.
  6. Структура деятельности. Основные виды деятельности.

 

1. Развитие психики в филогенезе. Стадии в развитии психики животных. Различия психики животных и человека. Чтобы понять специфику психики человека, нужно дать ответ на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как она развивалась и усложнялась?

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал её союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине 19 века. Значительное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Дарвина, которые позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (А.Г. Маклаков, 2004).

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

1. Психика – это свойство только живой материи, причём материи высокоорганизованной, той, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2. Главная особенность психики заключается в способности отражать окружающий мир. Это означает способность. получать информацию об окружающем мире и создавать определённый психический, т.е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный) по своей сути образ, который с определённой мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

3. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Таким образом, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Тот факт, что психика явилась продуктом сложного и длительного процесса развития органической природы, подтверждает гипотеза А.Н. Леонтьева, которая основывается на эволюционном учении.

Какие же этапы прошла психика в своём развитии в филогенезе? Филогенез – процесс исторического развития животных организмов. Онтогенез – процесс индивидуального развития живого существа.

Эволюция психики выражается в усложнении функций рецепторов и сигнальной деятельности нервной системы, а также в усложнении форм поведения и совершенствовании способности к индивидуальному научению.

К допсихическому уровню относятся живые существа, не имеющие нервной системы (микроорганизмы, растения). Им свойственна раздражимость – способность живого организма реагировать на биологически значимые влияния. Раздражимостью обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительного и животного мира, она появляется на переходе от неорганической материи к органической.

Внешне раздражимость проявляется в двух формах приближении (при положительных воздействиях) и отталкивании (при отрицательных воздействиях). Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологически значимым воздействиям называются тропизмами. Сила и характер ответных реакций зависят не только от характера внешних воздействий, но и от состояния живого организма.

В развитии психики животных выделяют три стадии: сенсорную, перцептивной психики и интеллектуального поведения.

Объективным критерием психики является чувствительность – способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами (например, реагирование на звук).

Для сенсорной стадии характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных свойств предметов; здесь нет отражения предмета в целом.

Рассмотрим развитие нервной системы на этой стадии:

А) Сетевидная (диффузная) нервная система (медузы, гидры, кишечнополостные) представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, здесь нет управляющего центра. Свойственны недифференцированные реакции всего организма на отдельные раздражители.

Б) Ганглиозная нервная система (черви). Нервные узлы соединены в единое целое, существует управляющий центр – головной узел. Характерны чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Главную роль в поведении играют жёсткие врождённые программы. Появляется чувствительность (!).

В) Усложнение ганглиозной нервной системы (насекомые). Выделяют брюшной, грудной, головной узел, которые регулируют движение конечностей, крыльев, других органов. У высших насекомых есть обонятельные, зрительные, вкусовые ощущения. Двигательные способности усложняются (ползание, ныряние, полёт и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных.

К стадии перцептивной психики относятся позвоночные животные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, а также членистоногие, головоногие моллюски. Появляется центральная нервная система (происходит выделение головного и спинного мозга). Доступно отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Характерна способность к восприятию, предметное отражение.

Свойственны такие формы поведения, как инстинкты и навыки. Инстинкт – врождённая видовая форма поведения. Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов. За время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов, но в основном они не изменяются на протяжении всей жизни. Инстинкт – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по отношению к постоянным, как правило, основным условиям существования. Более точное и полное приспособление к условиям жизни обеспечивают навыки.

Навык – индивидуально приобретённая форма поведения животных, они формируются как в естественных условиях жизни, так и при дрессировке. Это изменяющаяся форма поведения, которая без подкрепления постепенно исчезает. Навыки тесно взаимосвязаны с инстинктами: наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам.

На стадии интеллектуального поведения находятся высшие животные (приматы, дельфины, собаки). Появляются новые зоны в коре больших полушарий, зарождается возможность абстрагировать. Данный тип поведения обеспечивает достаточно точное приспособление к изменяющимся условиям Характерно установление связей между между различными предметами, пространственных связей в различных ситуациях. Становится возможным решение двухфазных задач, в составе которых выделяется два этапа: подготовительный и исполнительный. Это означает, что первая часть действия не ведёт к достижению желаемого результата, а является подготовительным этапом для решения основной задачи.

Итак, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Представленные выше стадии развития психики животных различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. На стадии сенсорной психики это уровень отдельных ощущений, на стадии перцептивной психики – предметное восприятие.

Хотя наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных, следует отметить, что даже на этом уровне психика животных существенно отличается от психики человека. Эти отличия заключаются в следующем.

Вся активность животных определяется биологическими мотивами и ограничена рамками наглядных ситуаций (животные не могут планировать действий, заготавливать орудия впрок). Основой поведения в данном случае являются наследственные видовые программы; научение сводится к приобретению индивидуального опыта. У животных отсутствует накопление и передача опыта поколений в форме предметов материальной культуры.

 

2. Гипотезы о происхождении сознания. Сознание как высшая форма развития психики.Качественные особенности психики человека связаны с его переходом с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Вопрос о предпосылках, обусловливающих возникновение и развитие сознания, в отечественной психологии рассматривается, основываясь на сформулированной А.Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека.

Согласно этой гипотезе создание человеком орудий труда способствовало изменению его образа жизни. Действительно, если животное строит свои отношения с природой с позиции приспособления к ней, то изготовление орудий труда позволило человеку не просто приспосабливаться к природной среде, но и в определённой мере подчинять её себе.

Основной особенностью труда является то, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Даже труд, кажущийся на первый взгляд индивидуальным (например, труд писателя) требует сотрудничества с другими людьми. Таким образом, труд способствовал образованию определённых человеческих сообществ, для выживания которых была необходима совместная деятельность

Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передать какую-то информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включённые в трудовую деятельность. Развитие коммуникации между членами сообществ и возникновение языка способствовало принципиально иному уровню регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова.

Возникновение языка вносит значительные изменения в сознательную деятельность человека. Язык, обозначая предметы и явления внешнего мира, даёт возможность их выделить и сохранить в памяти, следовательно, он позволяет сохранить полученную информацию и создаёт мир внутренних образов.

Слова языка не только указывают на определённые вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определённым категориям. Это означает, что язык становится не только средством общения, но и орудием мышления.

Язык служит основным средством передачи информации, накопленной в общественной истории человечества.

Коллективный характер труда и развитие коммуникации не только повлекли за собой развитие мышления, но и обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого общества – законов нравственности и морали.

Итак, можно заметить, что возможность появления сознания у человека обусловила определённая последовательность явлений: труд привёл к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми, что, в свою очередь, способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление в человеческих сообществах моральных норм обусловило проявление критичности мышления, возникновение понятий «хорошо»и «плохо». Развитие речи способствовало осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. Речь становится средством регуляции поведения человека. Все эти явления в определённой последовательности определили возможность проявления и развития сознания человека.

Подобная рационалистическая точка зрения на происхождение сознания человека является лишь гипотезой, хотя многие психологи отдают предпочтение именно ей. Вместе с тем в настоящее время существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания, в том числе излагаемые с иррационалистических позиций.

 

3. Сознание и бессознательное. Неосознаваемые психические процессы, их виды.Итак, сознание образует высший уровень психики, свойственный лишь человеку. Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми (при помощи языка).

А.В. Петровский выделяет в структуре сознания следующие характеристики.

1) Сознание – совокупность знаний об окружающем мире. В его структуру входят все познавательные процессы.

2) В сознании закреплено различение субъекта и объекта. Под субъектом понимается индивид как источник познания и преобразования действительности. Активность субъекта направлена на объект – некоторый фрагмент реальности. Благодаря различению субъекта и объекта человек способен к самопознанию.

3) Обеспечение целеполагающей деятельности.

4) В структуру сознания входят определённые отношения, следовательно, сознание включает мир чувств.

Обязательным условием формирования сознания и проявления всех его качеств является язык.

Сознание выполняет следующие основные функции:

· Получение знаний о природе, обществе, человеке;

· Регуляция психической деятельности человека.

Явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются, образуют бессознательное. Это наиболее древний уровень психики. Впервые его начал изучать З.Фрейд. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие неосознаваемые процессы.

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий. К ним относятся:

а) автоматизмы:

· автоматические действия, представляющие собой врождённые акты (сосание, мигание) и действия, формирующиеся достаточно рано (хватание, ходьба);

· автоматизированные действия (навыки);

б) явления неосознаваемой установки. Установка – готовность к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Например, человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений.

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий.

3) «Надсознательные процессы» – процессы образования некоторого интегрального продукта, который вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет её течение.

Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, это специфически человеческое явление, которое детерминировано общественными условиями и неразрывно связано с сознанием.

4. Мозг и психика.Чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы внутренние состояния, внешние условия и практические действия соответствовали друг другу. Функцию их интеграции выполняет нервная система.

Нервная система представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Она состоит из двух частей: центральной нервной системы (в составе головного, промежуточного и спинного мозга) и периферической нервной системы, представляющей собой всю остальную её часть за исключением упомянутых выше отделов.

Различные части центральной нервной системы (ЦНС) выполняют различные виды деятельности. Чем выше расположена та или иная её часть, тем сложнее её функция. Так, спинной мозг регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Наиболее высокие отделы представлены большими полушариями головного мозга.

В головном мозге человека обычно выделяют три блока, каждый из которых играет особую роль в обеспечении психической деятельности.

1) Блок тонуса коры (энергетический) поддерживает оптимальный для жизнедеятельности и саморегуляции поведения тонус коры (уровень бодрствования) благодаря двум источникам: притоку информации из внешнего мира и импульсам, доходящим от внутренних обменных процессов организма. К этому блоку относят аппараты верхнего ствола, ретикулярной формации и древней коры.

2) Блок приёма, переработки и хранения информации анализирует и синтезирует, принимает, хранит и перерабатывает информацию из внешнего мира. Является системой центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и другие виды информации. Состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах головного мозга (теменной, височной, затылочной).

3) Блок программирования, регуляции и контроля деятельности осуществляет формирование намерений, выработку соответствующих программ действий и их выполнение во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах. Эти функции реализуются передними отделами больших полушарий (ведущее место отводится лобным долям).

Все, в том числе и наиболее сложные формы работы мозга, лежащие в основе психической деятельности, построены по типу рефлексов.

Безусловный рефлекс – естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какого-либо научения специфическим раздражителем, который называется безусловным. Безусловные рефлексы являются врождёнными и обеспечивают сравнительно несовершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды.

Новыми, изменчивыми формами реагирования, формирующимися в течение жизни являются условные рефлексы – поведенческие реакции, запускаемые раздражителем, который первоначально был индифферентным (безразличным) после того, как этот раздражитель некоторое количество раз сочетался с безусловным раздражителем. Нейтральный раздражитель становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Образование рефлексов (или замыкание временных связей) является основной работой коры больших полушарий. Раздражители (условные или безусловные) выполняют сигнальную функцию для мозга.

И.П. Павлов отмечал, что в своём поведении животные руководствуются только сигналами первой сигнальной системы – непосредственно воздействующими раздражителями. В отличие от животных у человека, кроме первой сигнальной системы имеется также вторая сигнальная система, сигналами которой являются слова.

В естественных условиях жизни раздражители не существуют изолированно, любой предмет является комплексом раздражителей. Чтобы приспособиться к среде, мозг должен реагировать на отдельные комплексы раздражителей, отличая один от другого. Важнейшим проявлением системности в работе головного мозга является образование динамического стереотипа – системы реакций на определённые комплексы раздражителей. Системная работа коры головного мозга позволяет осуществлять сложнейшие формы деятельности и достигать величайшей экономии в образовании и сохранении нервных связей.

5. Понятие деятельности. Единство сознания и деятельности.Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя и поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, т.е. проявляя активность. В человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и, в силу своей специфичности, получила название деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Отличительной характеристикой человеческой деятельности является её предметность: результатом деятельности человека всегда является определённый материальный или идеальный продукт.

Деятельность всегда связана с определённой потребностью: она возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и (или предметного сопротивления).

Деятельность в целом характеризуется осознанностью. Взаимосвязь сознания и деятельности проявляется в явлениях интериоризации и экстериоризации.

Как отражаются результаты ещё не совершённых действий в сознании? Сначала человек выполняет внешнее действие с предметом, затем оно как бы «вращивается» в субъекта и становится внутренним, подлинно психическим действием. Процесс перехода от внешнего реального дейсвия к внутреннему идеальному называется интериоризацией.

С другой стороны, пред тем, как действовать, человек всегда строит идеальный план, а затем сравнивает производимое действие с запланированным. Таким образом, внутренняя психическая деятельность переходит во внешнюю предметную (это экстериоризация).

 

6. Структура деятельности. Основные виды деятельности.Всякая деятельность имеет свою структуру. В ней выделяют следующие структурные компоненты.

· Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

· Операция – это способ осуществления действия.

· Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством. Это сознательно контролируемые части деятельности, которые включают в себя навыки.

· Навыки – полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. В основе навыка – выработка и упрочение условнорефлекторных связей.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Каждый навык складывается в системе навыков, которыми человек уже владеет. Уже сложившиеся навыки вступают с новым навыком во взаимодействие, которое возникает как интерференция или как перенос навыков.

При интерференции уже имеющиеся навыки затрудняют образование новых. Переносом навыков называют положительное влияние навыков на овладение другими действиями.

  • Привычки также являются автоматизированными элементами деятельности. Это потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Привычки отличаются от навыка: их можно сознательно контролировать, и от умения – привычки не всегда являютяс разумными.

Основными видами деятельности являются игра, учение и труд . Они генетически сменяют друг друга и, вместе с тем, сосуществуют на всём жизненном пути человека.

Игра – такой вид деятельности, результатом которого не является производство какого-либо идеального или материального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Суть человеческой игры – в способности, отображая, преобразовывать мир. В игре впервые появляется и формируется потребность ребёнка воздействовать на мир. Для детей игры имеют развивающее значение, а для взрослых служат средством общения, разрядки, имеют характер спортивных увлечений, учебно-тренировочных занятий.

Целью учения является приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным (осуществляться в специальных образовательных учреждениях) или неорганизованным (происходить попутно, в других видах деятельности). У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенность учебной деятельности в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе деятельности человека занимает труд. С данным видом деятельности связано, прежде всего, создание и совершенствование орудий труда, которые, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, технического и художественного творчества и, конечно же, психического развития самого человека.