Тема 2. Методология и методы психологии.

 

1. Методология и методы психологии. Требования к методам психологических исследований: валидность, надежность, репрезентативность.

2. Классификация методов: эмпирические организационные, обработки данных, коррекции.

3. Психологическое исследование: виды; основные этапы.

 

1. Методология и методы психологии. Требования к методам психологических исследований: валидность, надежность, репрезентативность.

Современная психология, как и любая другая наука, имеет собственную методологию – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также сама система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология учит, как необходимо действовать учёному или практику, чтобы получить достоверные результаты.

Выделяют три уровня методологии.

· Закон (общая методология). На данном уровне действуют законы, которые формулирует философия.

· Принцип (частная методология). На этом уровне действуют принципы, используемые в данной области научного знания. Для психологии основными принципами выступают:

- принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины;

- принцип единства сознания, деятельности и общения. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми;

- генетический принцип (принцип развития). Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся. Охарактеризовать психическое явление можно лишь тогда, если выясним его характерные особенности в данный момент, историю его возникновения и перспективы развития;

- принцип личностного подхода;

- принцип системного подхода. Системный подход предполагает, что предмет, объект и средства изучения являются сложной системой.

· Метод (частная методология). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации.

Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности. Методика – приём целесообразного проведения какой-либо работы. Психология использует целую систему методов и методик.

К методам психологической науки предъявляются следующие основные требования.

Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Надёжность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

 

2 Классификация методов: эмпирические, организационные, обработки данных, коррекции.В психологии весь набор методов можно разделить на четыре большие группы:

· эмпирические методы;

· организационные методы;

· методы обработки данных;

· методы психологического воздействия.

 

К эмпирическим методам (методам сбора информации) относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические методы (тесты), анализ продуктов деятельности, моделирование.

Самонаблюдение (интроспекция) долгое время было в психологии единственным методом. Считалось, что сознание познаётся иначе, чем внешний мир, познаваемый при помощи органов чувств, и лишь сам человек может судить о том, что происходит в его внутреннем мире (Дж.Локк, Р.Декарт, В.Вундт). Однако данный метод имеет ряд недостатков. Так, далеко не все психические процессы мы можем наблюдать (например, есть неосознаваемые психические процессы). Используя самонаблюдение, трудно быть объективным; кроме того, владея терминологией науки, испытуемый не может адекватно описать своё состояние. В настоящее время субъективный метод (интроспекция) используется в медицине, в космонавтике.

Наблюдение – это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений при определённых обстоятельствах. Необходимыми условиями для проведения наблюдения являются: чёткий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, выдвижение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. Процедура наблюдения включает следующие этапы:

  • определение цели и задач (для чего? с какой целью?),
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?),
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?),
  • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?),
  • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Можно выделить следующие виды наблюдения: внешнее (наблюдение со стороны), внутренне (самонаблюдение), свободное (не имеет заранее установленных рамок, процедуры, программы), стандартизированное (есть чётко продуманная программа, ограничено то, что наблюдается), включённое (исследователь входит в состав группы испытуемых), стороннее ( наблюдатель не заметен для испытуемых, возможно использование зеркала Гезелла).

К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

- на результаты наблюдения могут значительно влиять интересы, потребности, психические состояния и личностные особенности наблюдателя;

- чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение гипотезы, тем более искажается восприятие событий;

- наблюдение требует значительных затрат времени.

- длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, следовательно, возможна неточность записей.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей. Продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента:

а) естественный (в обычных условиях создаётся искусственная ситуация);

б) лабораторный (проводится в лабораторных условиях);

в) констатирующий (изучение определённых психологических явлений);

г)формирующий (включает формирование новых качеств у испытуемых).

Преимущества эксперимента: лучше, чем другие методы, позволяет изучить причинно-следственные связи, понять происхождение и развитие явлений; условия можно повторять. Недостатки: данные естественного эксперимента не всегда точны, результаты лабораторного эксперимента выигрывают в точности, зато уступают в степени соответствия жизни.

Психодиагностические методы (тесты) позволяют фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми (или группами людей, объединённых по каким-либо признакам).

Тест – «проба», «испытание» (англ.). Это краткое стандартизированное испытание, которое поддаётся математической обработке данных.

Виды тестов:

а) тест-опросник (это система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения соответствия валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых);

б) тесты-задания (представляют собой систему специальных заданий, на основе успешности выполнения которых судят о психологических характеристиках человека);

в) проективные тесты (в их основе лежит механизм проекции, т.е. человек склонен приписывать неосознаваемые им собственные положительные или отрицательные качества не себе, а другим людям, «проецировать» их на других).

Достоинства тестов: применимы к людям различного жизненного опыта, профессий и возраста. Особое значение тесты имеют в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при аттестации персонала. Недостатки: тесты не учитывают зависимость результатов от уровня развития. Испытуемый может сознательно повлиять на полученные результаты, зная, как устроен тест.

Цель методов опроса – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Известны два основных варианта опроса: письменный и устный Анкетирование – это письменный опрос, при котором испытуемым самостоятельно заполняется анкета. Преимущества анкеты: анонимность, большая искренность; возможность массового охвата большого количества лиц. Недостатком анкетирования является отсутствие возможности предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить их содержание в ходе исследования.

Существует два варианта устного опроса: интервью и беседа. Интервью представляет собой опрос «лицом к лицу», т.е. здесь ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определённые, обычно заранее продуманные вопросы.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. От собственно опроса беседа отличается большей свободой проведения процедуры. Здесь можно изучать не только содержание ответов, но и подтекст, особенности интонации, поведения. Можно также получать данные путём косвенных вопросов. Недостаток: выводы о психических особенностях испытуемых приходится делать на основе их же ответов. Беседа используется для получения дополнительных данных или для первичного знакомства с испытуемым. Преимущества устного опроса: гибкость опроса, получение более глубокой информации, чем при письменном опросе. Основными недостатками исследователя в процессе беседы и интервью являются бездумное и отрывочное восприятие, неумение внимательно слушать собеседника, анализировать и адекватно интерпретировать полученные факты

Недостатки опроса в целом: данные основаны на самонаблюдении, ответы испытуемых невозможно соотнести с их реальной деятельностью и поведением.

Изучение продуктов деятельности (игровой, трудовой, учебной) представляет собой исследование рисунков, поделок, сочинений и т.д. Разновидность – биографический метод. Ценность изучения продуктов деятельности в том, что исследователь располагает материально зафиксированными продуктами деятельности, он может к ним возвращаться, сравнивать их. Однако при использовании данного метода далеко не всегда можно раскрыть многообразие психической деятельности.

Метод моделирования применяется, когда использование других методов затруднено. Его особенностью является то, что, с одной стороны он опирается на определённую информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при его использовании не требуется участия испытуемых или учёта реальной ситуации. Модели могут быть техническими, кибернетическими, математическими, логическими и т.д.

Организационные методы:

· сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых по каким-либо признакам; наибольшее распространение получил в зоопсихологии и детской психологии);

· метод поперечных срезов (изучение развития каких-либо психических функций путём сравнительного исследования групп испытуемых, отличающихся только по показателю возраста; при этом различия между сравниваемыми выборками по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются)

· лонгитюдный метод (многократное обследование лиц на протяжении длительного времени);

· комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по группам). Цель применения методов математической статистики: повысить обоснованность выводов психологического исследования за сёт использования вероятностных моделей и логики (т.е подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования).

Методы психологического воздействия – набор приёмов, методов и программ, воздействующих на поведение людей. Данные методы используются после изучения личности или группы с помощью методов сбора информации. Можно выделить три основных метода данной группы: метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг.

Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту психических состояний разного рода. На основе эмоционального заражения зачастую возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование основано на механизме идентификации: человек хочет быть похожим на того, кто для него авторитетен.

Возможны два варианта использования метода предъявления моделей: предъявление в качестве образцов поведения других людей и использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы и т.д.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Правила проведения эффективных дискуссий: говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказываться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе. Преобладающим механизмом воздействия в дискуссии выступает убеждение – процесс воздействия на суждения человека силой логических доказательств.

Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований либо на развитие существующих. Существует три вида тренинга: функциональный (направлен на развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления и воли); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерских качеств и т.д.)

 

4. Психологическое исследование: виды, основные этапы.В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования:

- теоретическое;

- эмпирическое;

- эксперимент.

Термин «эмпирия», который происходит от греческого «empeiria» (опыт), исходно имел два значения:

1) человеческий опыт восприятия внешнего мира посредством органов чувств;

2) наблюдение, осуществляемое в обычных (естественных) условиях, в отличие от эксперимента.

В настоящее время во многих науках под эмпирической частью понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами – методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента.

Под экспериментом («experimentum») – проба, опыт (лат.) понимают научно поставленный опыт, изучение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. В любом исследовании до сбора данных, до проведения эмпирического исследования автор должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис работы. Этот этап является теоретическим. С другой стороны, любая теоретическая работа опирается на определенный массив факторов, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска факторов и методов их получения.

Перечислимосновные этапы психологического исследования.

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

Научная проблема в отличие от житейской формулируется в терминах определённой отрасли. Она должна быть операционализированной, т.е. указывать область средств и методов своего решения. Так, почему солнце светит? – это вопрос, но не проблема. Являются ли различия в уровне агрессивности у детей генетически детерминированными или зависят от условий воспитания? – это проблема, т.к. она сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определёнными методами.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (индивид, группа людей или психическое явление). Предмет исследования представляет собой свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определённых условиях. Предмет – более узкое понятие, чем объект. Он устанавливает познавательные границы, в рамках которых изучается конкретный объект в данном исследовании. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

Гипотеза – научное предположение о структуре изучаемого явления, характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи.

3. Планирование исследования. Определение цели и задач. Выбор методов и методики.

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный!). Конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи имеют вид утверждений, реализация которых в исследовании обеспечит последовательность и логичность действий в достижении цели. Можно сказать, что это подцели. Обычно выдвигают 2-4 задачи.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и выбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Так, например, с точки зрения психоанализа агрессивность может считаться результатом влияния врождённых бессознательных влечений, с позиции бихевиоризма это результат влияния среды, точнее, подражания.

7. Соотношение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.