Л Е К Ц И Я 11

Литература

Л Е К Ц И Я 10

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ТЮДОРОВСКОЙ АНГЛИИ

 

1.Социальные корни английского абсолютизма.

2. Реформация в Англии, ее особенности.

З. Внешняя политика Елизаветы I Тюдор.

 

 

1. Англия в эпоху абсолютизма. - М., 1984.

2. Барг М.А. Шекспир и история. - М., 1976.

3. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. - М., 1990.

4. Всемирная история. Возрождение и Реформация. - Минск, 1996.

5. Ивонин Ю.Е. Императоры, короли, министры. - ДГУ, 1994.

6. Исаенко А.В.Английская королевская реформация XVI в.- Орджоникидзе, 1982.

7. Исаенко А.В., Хазиева Т.Х. Английская реформация при Елизавете I - Владикавказ, 1994.

8. Михаленко Ю. П. Бэкон и его учение. - М., 1975.

9. Мор Т. История Ричарда III. - М., 1973.

10. Мор Т. Утопия (люб. изд).

11. Осиновский И.Н. Томас Мор. - М., 1978.

12. Савин А.Н.Английская секуляризация. - М., 1905.

13. Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. - М., 1985.

14. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. - М., 1974.

15. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - Л., 1976.

16. Рыжов К. В. Все монархи мира. Западная Европа. - М., 2001.

17. Штокмар В.В. Очерки истории Англии в XVI веке. - ЛГУ, 1957.

18. Элита и этнос средневековья. - М., 1995.

19. Цвейг Стефан. Мария Стюарт (люб. изд).

20. Шиллер Ф. Мария Стюарт // Шиллер Ф. Драмы. Стихотворения. - М., 1975

21. Шекспир У. Гамлет. Король Лир. Исторические хроники (люб. изд).

 

 

1. Социальные корни английского абсолютизма

Династия Тюдоров правила в Англии более 100 лет, с 1485 по 1603 год. Абсолютизм Тюдоров складывается после войны Алой и Белой Розы. По мнению историков марксистской школы, английский абсолютизм защищал интересы феодального дворянства и был формой его диктатуры. Так ли это? Абсолютистский режим в Англии обладал определенным своеобразием. С чем это связано? С эволюцией английского дворянства. Оно отличалось от дворянства французского и испанского. В Англии значительная часть дворянства это так называемое «новое дворянство» – джентри. Оно вышло из мелкого и среднего земледельческого класса, самостоятельно ведущего свое хозяйство. К XVI столетию джентри – это не только бывшие сквайры, но и зажиточные крестьяне и городские верхи – купцы, ростовщики и т.д.

Куда же подевалось старое дворянство?

1. В результате длительной войны Роз значительная часть старого феодального дворянства была просто перебита.

2. Оставшиеся представители этого слоя были вытеснены из экономической жизни. Дело в том, что старое дворянство жило за счет феодальной ренты (денежной) и само хозяйство не вело. В связи с революцией цен реальная стоимость ренты падает, так как деньги значительно подешевели. Это привело к снижению доходов старого дворянства.

3. Дворянство традиционно кормилось за счет государственных должностей, однако сепаратизм и междоусобные войны, в которых старое дворянство играло решающую роль, привели к тому, что оно потеряло и политическую власть. На государственных постах его вытеснила новая аристократия. Обратимся к цифрам: в середине XVI века 47% английских пэров были таковыми в первом и втором поколении, в конце XVI века -54%, в начале XVII -57%. Таким образом, новое дворянство играет все более активную роль в экономике и политике Англии. Маркс был прав: «Землевладения этого класса уже в конце XVII века представляли не феодальную, а буржуазную собственность». Какими же путями оно получило дворянские титулы?

- За счет браков с представителями старых аристократических фамилий.

- За счет пожалований титулов государством за определенные заслуги.

- За счет покупки дворянских званий и т.д.

Столь быстрое и безболезненное "обновление" дворянства тесно связано с особенностями сословного представительства в английском парламенте. Он возник в 1265 году, и если верхняя палата его была представлена пэрами и духовенством, то в нижней традиционно заседали вместе представители разных сословий – среднее и мелкое дворянство и горожане. Интересно, что никаких споров между членами нижней палаты не было ни в XIII веке, ни в XVI. Новое дворянство нуждалось в крепкой власти, нуждалось в охране своей собственности, в покровительстве промышленности и торговли. Все это ему дал абсолютизм. И хотя тюдоровское правительство нельзя назвать буржуазным, однако его союз с новыми силами был смелым и глубоким. Это определяет и особенности английского абсолютизма.

1. Английский парламент не прекратил своего существования ни в XV веке, ни в XVI (в отличие от Генеральных Штатов во Франции и кортесов в Испании). Это объясняется тем, что он не был в оппозиции королевской власти. Действительно, мятежные лорды разбиты в XV веке, новая феодальная знать тесно связана с короной. Таким образом, оппозиции со стороны светской аристократии не было. А как же духовенство? Черное духовенство (монашество) было устранено в ходе Реформации, а белое реформировано и подчинено королевской власти. То есть, и духовная оппозиция была ослаблена. Нижняя же палата парламента была послушным орудием абсолютизма, ведь королевская власть там внимательна к их запросам. В 1584 году палата общин состояла из 462 человек, из них 77 делегатов от городов, остальные – новое дворянство. При таком соотношении все законы беспрепятственно проходили через парламент, даже законы против огораживаний. Парламент тоже был необходим монархии, так как он вотировал налоги. Фрэнсис Бэкон писал: «Отнимите свободу парламента, и печали граждан не будет предела». Таким образом, этот союз монархии и парламента повышал авторитет королевской власти.

2. Отличительной чертой английского абсолютизма была слабость государственной бюрократии. Центральный государственный аппарат, назначаемый королем, был относительно невелик. Провинциальные органы власти, местное самоуправление не требовало больших затрат бюджета. В органах самоуправления работало все то же новое дворянство, оно живет в деревне, самостоятельно ведет свое хозяйство и не отягощает государственную казну. В английских городах также существовало самоуправление во главе с городской верхушкой. Эти органы не были обюрокрачены.

3. В Англии не было постоянной армии. Королевская гвардия составляла всего 2300 человек, это были наемники – немецкие ландскнехты. Чем можно объяснить такое положение? Островное положение государства, примитивность средневековой военной техники исключали возможность внезапного вторжения. Поэтому не было необходимости держать постоянную армию. Существовало лишь феодальное ополчение. В случае войны каждый граф выступал со своим отрядом, состоящим из свободных крестьян. Еще со времен Вильгельма Завоевателя, по присяге 1086 года в Солсбери, все рыцари и дворяне несли службу в пользу короля, а не в пользу графов и баронов, поэтому и сепаратизм был юридически необоснован, его можно было легко потушить.

Таким образом, в государстве сложился экономический, политический и военный союз нового буржуазного дворянства и королевской власти. Старая аристократия была ослаблена и повержена. Это о ней писал Вильям Шекспир в одном из своих сонетов:

«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаяния,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество – в роскошном одеянии».

2. Реформация в Англии, ее особенности

Ярчайшим примером сотрудничества королевской власти и парламента стала английская Реформация. Ее особенностью было то, что она проводилась королевской властью сверху и привела к утверждению в стране особой англиканской церкви. Основные этапы Реформации:

1. Акт о супрематии 1534 (правление Генриха VIII Тюдора);

2. 42 пункта Кранмера (правление Эдуарда VI Тюдора);

3. 39 статей «символа веры» 1571 года (правление Елизаветы I Тюдор).

Генрих VIII (1509-1547) имел немало прозвищ. Некоторые из них были связаны с его отношением к религии. Одно из первых прозвищ «король-богослов» он получил за свои недюжинные познания в теологии. Будучи вторым сыном короля Генриха VII, он не надеялся занять королевский престол, да и готовили его на пост архиепископа Кентерберийского. Однако после смерти старшего брата Генрих стал королем. Второе прозвище его «король-папа» связано с английской Реформацией, так как в ходе ее Генрих VIII встал во главе новой церкви. В первые годы своего правления король проявил себя ярым защитником католицизма. В 1521 году он даже написал (совместно с Томасом Мором) религиозное сочинение «В защиту семи таинств».

В это же время он вел страстную полемику с Мартином Лютером, обвиняя его в ереси совершенно нецензурными словами. Эта переписка является, безусловно, одним из самых значительных произведений «грубиянской» литературы средневековья. За эту переписку римский папа назвал Генриха VIII «защитником веры». Но вскоре в церковной политике короля произошел резкий поворот. В начале 30-х годов он становится инициатором проведения Реформации. Английская историография XVIII-XIX вв. видела ее главную причину в личных качествах Генриха, ибо Реформация началась с бракоразводного процесса с его первой женой Екатериной Арагонской. В современных исследованиях историки различных школ подчеркивают множество факторов, причин:

а) фактор экономический. Генрих VIII стремился пополнить казну за счет секуляризации церковных земель и продажи этих земель новому дворянству;

б) фактор идеологический – правительство хотело поставить церковь под контроль короля и государства, тем самым укрепляя абсолютизм;

в) фактор политический. Король хотел покончить с притязаниями Рима на верховную власть в Европе и усилить свой собственный политический вес в европейских делах. Дело в том, что в 1529 году папа Климент VII (1523-1534) стал светским вассалом германского императора и испанского короля Карла V. Испания – старый враг Англии;

г) и фактор психологический, или личностный. Генрих VIII не имел сыновей, ему нужен был новый брак для решения проблемы наследника.

Историки марксистской школы преувеличивают экономические предпосылки Реформации, либеральная историография (в зависимости от школы) любые другие, упрекая историков-марксистов в экономическом детерминизме.

Конфликт с Римом начался с выступления Генриха VIII против аннатов (от лат. annus -год). Аннаты – это единовременный сбор в пользу папской курии с лиц, получивших вакантную церковную должность. Первоначально этот сбор был равен годовому доходу с этой должности. Борьба против аннатов объединила все слои английского общества. В 1532 году был принят закон об отказе платить аннаты в папскую казну. А далее начинается бракоразводный процесс короля со его первой женой Екатериной Арагонской. Некоторые историки считают эту причину главной в разрыве с Римом. Вряд ли с этим можно согласиться, если бы дело было в женах, Генриху пришлось бы менять религию шесть раз, так как он шесть раз был женат. Две его жены погибли на эшафоте, Екатерина Арагонская умерла в тюрьме, возможно, была отравлена. Бракоразводный процесс был удобным поводом для начала борьбы с Римом. Поводом к разводу послужило заявление Генриха, что он не может жить с Екатериной, так как она была женой его старшего брата, то есть имеет место кровосмешение. Любопытно, что Генрих вспомнил об этом через 20 лет супружеской жизни. Да, Екатерина не устраивала короля: она не родила ему сына – наследника, но главное, она была теткой Карла V. Развод означал разрыв с Испанией, Германией, Римом. Папа отказал королю в разводе и не узаконил его второй брак с Анной Болейн. Когда же Генрих все же развелся, из Рима посыпались угрозы об отлучении. И тогда в 1534 году король издает акт о супрематии (верховенстве). Это начало английской Реформации. По этому акту король становится главой национальной англиканской церкви. Что это означало?

1. Король назначает всех духовных лиц в королевстве.

2. Аннаты и церковная десятина идут в пользу английского государства.

Признание законности акта о супрематии было обязательным для всех подданных королевства. Отказ от него расценивался как государственная измена и карался смертной казнью. Так за неповиновение королю был казнен знаменитый писатель-гуманист бывший лорд-канцлер Томас Мор. Решительные действия короля привели к тому, что Рим отлучил его от церкви. В папской булле говорилось: «Генрих, король Англии... выступал против заблуждений различных еретиков ...оживившихся в наш век благодаря сыну предательства Мартину Лютеру... Ныне этот Генрих уклонился от истинной веры и апостольского пути... Далее, идя все к худшему, он (Генрих) не постыдился издать законы и постановления, которыми принуждал своих подданных под страхом смерти держаться еретических и раскольничьих правил, в частности в том, что будто римский первосвященник не есть глава церкви и наместник Христа и что в Англии верховным главою церкви является сам король....Мы ...объявляем Генриха, короля и его помощников, приверженцев, советников и всю свиту под полным приговором великого отлучения» (Булла папы Павла III об отлучении Генриха VIII, 1535 год). После отлучения последовал раскол. Можно считать, что первый этап Реформации закончился, вся структура церкви осталась прежней, только во главе церкви стоял король, да богослужение проводилось на английском языке. Но правительство начинает секуляризацию церковных земель. Однако и в этом английская Реформация носила половинчатый характер – земли конфисковывались только у монастырей (черное духовенство). По актам 1536 и 1539 гг. были изъяты земли у 3000 монастырей. Это дало казне 150 тыс. фунтов стерлингов. Кроме земли, изымались золотая и серебряная посуда, монастырская утварь, святые мощи, даже свинцовые крыши зданий. Утварь покупали католики, часто иезуиты. Роспуск монастырей послужил началом распродажи монастырских земель. С 1540 по 1600 год было продано около 800 крупных маноров – бывших монастырских поместий. Кто же их покупал? Большинство земель (5/6) купили «джентри», остальные – купцы, предприниматели. Интересно, монастырские строения часто становились работными домами. Секуляризация церковных земель, несмотря на ее половинчатость, углубляет пропасть между Англией и Римом. Поэтому Эдуарду VI (1547-1553) ничего не оставалось, как продолжить дело своего отца. В эпоху Эдуарда усилилось влияние кальвинистов в лице архиепископа Кентерберийского Т. Кранмера. (Некоторые авторы полагают, что Кранмер был последователем М.Лютера). В церковную идеологию были привнесены некоторые кальвинистские догматы: отвергались индульгенции, упрощался культ, вводилось причащение хлебом и вином. Все эти преобразования были суммированы в 42 пунктах Кранмера. Решительные действия королевской администрации в вопросах догматики привели к расколу английской аристократии. Часть ее (Север, Запад и Ирландия) не поддержала реформу Кранмера и организовала Католическую партию – Лигу Севера. Католики укрепили свои позиции после смерти Эдуарда VI в правлении Марии Тюдор (1553-1558). Королева была дочерью Генриха VIII от его первого брака с Екатериной Арагонской, это определило ее религиозную ориентацию. Яростная католичка, она поддержала католическую партию. Чтобы укрепить позиции католицизма, она решила опереться на Испанию и обручиться с испанским королем Филиппом II. Он приезжает в Англию и женится на Марии Тюдор. Цели испанского монарха были вполне прагматичными, он не только хотел жениться и короноваться в Англии, но и взять власть в стране в свои руки. Первую часть плана выполнить удалось, вторую нет (английские лорды воспротивились). Филипп II возвратился в Испанию, в Англии же начинается кровавый террор против реформаторов. Кранмер был сожжен, его соратники последовали за ним. Католики и Мария Тюдор (она получила прозвище - Кровавая) праздновали победу. Папа римский прощает мятежную Англию и отпускает всем грехи. Но! Правительство, борясь с Реформацией, не отменило секуляризацию церковных земель. Это свидетельствует о том, что королева опасается недовольства со стороны нового дворянства. И эти опасения не были беспочвенны: в 1554-1556 гг. по Англии прокатилась волна антииспанских (антикатолических) волнений, в которых участвует буржуазия и джентри.

В 1558 году Мария Тюдор умирает и королевой Англии становится Елизавета I, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Елизавета I пользовалась поддержкой новых социальных слоев. Время Елизаветы (1558-1603) – время наивысшего расцвета английского абсолютизма. Она отменяет все контрреформационные акты Марии Тюдор и продолжает дело своего отца Генриха VIII. В первые годы ее правления католики Европы пытались остановить королеву руками все того же Филиппа II. Он предлагает и ей руку и сердце, но Елизавета отвергла эти предложения. (Филипп II был самым популярным женихом Европы, причем его цели были неизменны – величие Испании и католицизма).

Будучи личным врагом Рима (папа не признал ее права на английский престол), Елизавета I восстановила все реформационные акты и издает новые. В 1571 году были приняты «39 статей символа веры», они завершили Реформацию в стране и утвердили новую англиканскую церковь. Каковы же ее основополагающие принципы? Англиканская церковь в первую очередь была национальной церковью. В ней сохранились католические черты и утверждались протестантские.

От католицизма в англиканской церкви остались пышность культа, иерархическая структура духовенства, сохранилась церковная десятина в пользу государства. Осталось духовное землевладение (белого духовенства). По католическому принципу трактовались таинства крещения и причащения.

Протестантские принципы это в первую очередь учение Мартина Лютера «об оправдании верой», учение Жана Кальвина о предопределении, отрицание индульгенций и т.д. Англиканская церковь была независима от Рима, и ее главой было светское лицо – король. То, что церковь подчинялась лично королевской власти, помогло Елизавете в ее борьбе с католицизмом в стране.

В 1581 году королева первая в Европе начинает борьбу с орденом иезуитов. Вскоре она заявляет: «Всем иезуитам в течение 40 дней покинуть Англию, или же взойти на эшафот по поводу отсечения головы». Все прочие католики отдавались под строгий надзор полиции. Столь решительные меры королевы привели к активизации действий Лиги Севера. Католики опирались на шотландскую королеву Марию Стюарт. Лига Севера ставила своей целью свержение Елизаветы. В 1569 году католическая партия подняла восстание на севере страны, надеясь посадить на английский престол бежавшую из Шотландии и попросившую политического убежища в Англии Марию Стюарт. В последние десятилетия XVI века Елизавета I вела борьбу как справа – с католиками, так и слева – с кальвинистами. Вероятно, это было связано с половинчатостью английской Реформации. Английские кальвинисты – пуритане хотели установить церковь по типу женевской, чтобы священники не назначались, а выбирались. Они также требовали установления строгих религиозных кальвинистских обрядов и принципов. Социальной базой английского кальвинизма была торговая буржуазия. Само появление оппозиции в лице кальвинистов свидетельствовало о начале кризиса английского абсолютизма, ибо обозначились первые трещины в былом союзе королевской власти и ранней буржуазии. Эти трещины в дальнейшем будут разрастаться, вызывая противостояние 1640 года.

3. Внешняя политика Тюдоров во второй половине XVI века

Главной целью внешней политики Англии являлась охрана и расширение внешних торговых связей. Эту сторону внешней политики весьма точно определил Фрэнсис Бэкон в своих «Опытах...»: «Господство на морях имеет для королевства первостепенное значение... Оно дает свободный доступ к сокровищам обеих Индий». И далее Бэкон говорит о колониях: «Мне по душе поселения на безлюдных просторах, где нет надобности сгонять с земли одних, чтобы поселять других... Колонизация стран подобна насаждению лесов, ибо при этом приходится отказываться от прибылей лет на 20 и пожать плоды трудов своих спустя долгое время».

Первостепенной целью Англии была борьба за господство на морях. Основным соперником здесь была Испания. Отношения с Испанией были недружественными на всем протяжении XVI века. Тон им задал еще Генрих VIII своим разводом с Екатериной Арагонской. Пик же их соперничества пришелся на 80-е годы. Почему именно на этот период? В 1580 году произошло объединение Испании и Португалии, а значит, объединились и их колонии. Английские адмиралы-пираты видели свою задачу только в одном – подрыве могущества Испании всеми доступными и недоступными средствами. Активная борьба с Испанией начинается с середины XVI века с морского разбоя и пиратства. Этот разбой превращается в дело государственной важности. Основываются многочисленные торговые компании (см. выше). Их главной целью была борьба за колонии, рынки сбыта, источники сырья. Англо-испанские противоречия подогреваются и в Европе. Здесь было несколько узлов противоречий.

1. Первым таким узлом была Ирландия. С XII по XVII вв. ирландцы ведут борьбу за независимость, с XVI века в этой борьбе появился религиозный аспект: Ирландия осталась католической, в то время как в Англии утвердилась протестантская англиканская церковь. Ирландия в своей борьбе с Англией апеллирует к Испании, получает оттуда экономическую, военную и политическую помощь. Недаром современники считали, что Ирландия была пистолетом к виску Англии и направляла этот пистолет Испания.

2. Вторым пунктом противоречий была Франция. С 1560 года там шли религиозные войны между гугенотами (кальвинистами) противниками королевской централизации и католиками (французскими королями). Не вызывает сомнения позиция Англии в этом конфликте – она поддерживала протестантов-гугенотов, Испания же – католиков, то есть королевскую власть.

3. Третьей горячей точкой становятся Нидерланды. С 1549 года они вошли в состав Империи Карла V, а после раздела Империи в 1556 году стали испанскими провинциями Филиппа II. Через 10 лет в Нидерландах начинается освободительная война против Испании. Историки называют события 1566-1609 года нидерландской буржуазной революцией. Идеологическим знаменем революции стал кальвинизм. Антииспанский характер движения заставил Англию, не всегда последовательно, но все же поддерживать Нидерланды в их борьбе с Испанией.

4. Четвертый узел противоречий Англии с Испанией завязался в Шотландии. Именно в Шотландии, независимом государстве, сложилась мощная католическая партия, которая вместе с Католической Лигой северо-западных районов Англии выступила против протестантки Елизаветы I. Знаменем Лиги стала шотландская королева Мария Стюарт, которая принадлежала к королевскому шотландскому роду Стюартов. В XV-XVI вв. Шотландия была независимым государством, и попытки Генриха VII и Генриха VIII ослабить суверенитет северного соседа не увенчались успехом. Англо-шотландские войны должны были закончиться в результате брака Эдуарда VI с Марией Стюард. Но английский король умер в возрасте 16 лет, брак не состоялся. Однако будущее шотландской принцессы казалось безоблачным. В 1559 году она стала женой французского короля Франциска II Валуа (1559-1560). Ее мать принадлежала к могущественному французскому роду Гизов, отец Яков V Стюард – к боковой ветви Тюдоров. Таким образом, Мария Стюард могла претендовать на английский престол. Это было доказано юристами папского Рима. В 1558 году английской королевой стала Елизавета I Тюдор, дочь Генриха VIII и Анны Болейн от брака, не признанного папой. Начинается борьба за английский престол, Франциск II и его жена объявили себя королями Англии, Испания поддержала их притязания, сделав ставку на католичку Марию Стюарт. Однако, молодая, красивая, и как писали современники «бурно пожившая королева» была глубоко несчастна. В 1560 году умирает Франциск II, Мария Стюарт возвращается в Шотландию. Здесь она выходит замуж за Генриха Дарнлея, своего родственника. От этого брака родился сын Яков, будущий английский король Яков 1 Стюарт. В 1603 году он получит корону Англии из рук своей умирающей бездетной тетки Елизаветы I. Пока противостояние только начинается... Брак с Дарнлеем был неудачен, следующий брак с Ботвелем оскорбил национальные чувства шотландцев. Т.Н.Грановский писал: «Нравственное чувство народа было оскорблено. Проповедники реформ (речь идет о шотландских кальвинистах – прим. А.Е.) восстали с вящей силой против королевы-католички, позволявшей себе такого рода проступки». В Шотландии началась гражданская война между католиками и протестантами. Мария Стюарт попала в плен к протестантам, бежала, собрала своих приверженцев, вновь была разбита в 1568 году. И, главное, вынуждена была просить убежища у своего врага Елизаветы I. Английская королева посчитала более безопасным держать Марию Стюарт у себя. 18 лет шотландская претендентка на английский престол провела в тюрьмах Англии, и все эти годы вокруг нее плелись сети заговоров, связанных с попыткой восстановления католицизма в стране. Ее поддерживали:

1. Католическая партия в Англии.

2. Филипп II Испанский.

3. Римский папа.

4. Французские католики Гизы.

Особенно активно действовала Испания. Посол Испании предлагал Марии несколько вариантов переворотов. Филипп II предлагал ей себя в мужья, а точнее, себя на пост английского короля. Испанский двор помогал заговорщикам деньгами. Во всех заговорах Мария Стюарт действовала по указке Испании. Виновна ли она? Многие историки считают, что вина ее в подрыве английской монархии очевидна и доказана. Хотя в художественной литературе ее образ часто идеализирован, например, в поэме Ф. Шиллера «Мария Стюарт». В 1587 году шотландская королева была казнена по решению английского парламента. Современники писали: «Ее казнь была встречена всеобщим ликованием». Нам кажется, прав известный австрийский писатель Стефан Цвейг: «За внутренними различиями индивидов повелительно, исполинскими тенями встают великие противоречия эпохи. И не случайно, что Мария Стюарт была поборницей старой католической, а Елизавета – защитницей новой, реформированной церкви… Мария Стюарт – умирающий мир рыцарского средневековья. Елизавета – мир новый, нарождающийся, в их борьбе как бы изжила себя эпоха разлома. Мария Стюарт борется за то, что давно уже кануло без возврата».

Казнь бывшей шотландской королевы обострила противоречия между Испанией и Англией, начинается англо-испанская война. В 1587 году Филипп II подготовил грандиозный флот для вторжения в Англию, так называемую «Непобедимую Армаду». В нем было около 136 боевых кораблей, 3000 матросов, 2000 рабов-гребцов и 20000 сухопутных солдат. Флотилия должна была высадиться в устье Темзы и захватить Лондон. Однако, испанцев преследовали неудачи: а) Армада должна была отправиться в поход еще в 1587 году, но пират и адмирал Фрэнсис Дрейк сжег около 20 боевых испанских судов прямо на рейде в городе Кадисе; б) испанские пехотинцы должны были получить подкрепление в Нидерландах, приняв на корабли 17000 солдат, но им помешали нидерландские партизаны-революционеры – морские гёзы.

И все же, несмотря на это, успех испанцев, казалось, был предопределен. Ведь английский военный флот имел всего 34 корабля. За один год (с 1587 по 1588) он был увеличен до 200 единиц. Дворяне и буржуазия снаряжали корабли на свои деньги, переоснащали торговые суда в военные, а тысячи крестьян и горожан стали матросами и солдатами на этих кораблях. В 1588 году произошло первое и единственное сражение в районе Плимута – Ла-Манша. Маленькие, быстроходные, а главное, лучше оснащенные пушками английские суда, окружили испанские тяжеловесы в узком проливе. Испанская армада потерпела тяжелое поражение и вынуждена была отойти в Северное море. Но и здесь Испании не повезло. Эскадра попала в жесточайший шторм, многие корабли погибли и были выброшены на шотландский берег. В Испанию вернулись только 43 корабля.

Поражение Испании не было случайным. Война для Англии была вопросом национальной независимости. Успех же ее открывал Англии возможности проникновения на новые рынки, в них же было заинтересовано не только правительство, но и в первую очередь национальная торговая буржуазия. Маркс был прав, когда утверждал, что «несмотря на гнусность ее правления (Елизаветы – прим. А.Е.), победа над Испанией имела национальное значение». В 1588 год страны заключили между собой мирный договор. По договору всем нациям разрешалось торговать в « Восточной и Западной Индиях». Кроме того, Испания вынуждена была согласиться, что все земли к западу от меридиана (неоткрытые) могут быть освоены любой страной. Возникает риторический вопрос – носила ли внешняя политика Англии прогрессивный характер, как утверждают и сейчас английские историки. Нам кажется, этот вопрос не содержит однозначного ответа. Для Англии, англичан, английской буржуазии – да, внешняя политика способствовала прогрессу страны, дала мощный импульс для английского капитализма. Для других же стран – нет!

1.Англия выступала как сила, несущая народам Азии, Африки, Америки новое колониальное ярмо. (Примером может служить колонизация Индии в XVIII веке).

2.Англия в борьбе за колонии стремилась ослабить европейские государства. Сначала это была Испания в 1588 году, затем Франция в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. и т.д.

История взаимоотношений Англии с Нидерландами, Францией, Россией и другими странами свидетельствует о том, что главной целью ее политики была только выгода. Выгода объективно способствовала укреплению страны, английской торговой буржуазии и становлению буржуазии промышленной. Абсолютизм помог ей встать на ноги, окрепнуть. Внутренняя и внешняя политика английского абсолютизма сделала буржуазию самым сильным в экономическом отношении классом. Не случайно в начале XVII века она потребует политического участия. Английская буржуазная революция решит и эту проблему.