ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ISBN 987-985-481-239-7

ВИТЕБСК

III. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

II. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ

12. Философская категория бытия…………………………...…………67

13. Постнеклассическая парадигма в науке и философии….………....72

14. Философское учение о сознании……………………………...…….77

15. Познание как предмет философского анализа…………..…………82

16. Природа человека и смысл его существования……………………87

17. Личность: проблемы свободы и ответственности………………....93

18. Общество как система……………………………………….………98

19. Самореализация человека в информационном обществе…….….103

20. Духовная жизнь общества………………………………………….109

21. Наука и НТР. Глобальные проблемы современности……………114

22. Культура и цивилизация……………………………………………120

Литература……………………………………………………………..125

Словарь терминов………………………………………………….….127

 

 

Мартынов Борис Викторович

 

ОСНОВЫ

 

СОВРЕМЕННОЙ

 

ФИЛОСОФИИ

 

 

Курс лекций: Учебное пособие для студентов специальностей направления «Экономика и управление»

 

 

Сдано в набор Подписано в печать

Издание НОУ «Институт международного бизнеса»

Лицензия ИД № 06020 от 09.10.2001

Тираж 100 экз. Заказ №


УДК 159.9+37.0(075.8)

ББК 88;74.00

О – 75

Рецензент:

Богомаз С.Л., заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 8 от 9 декабря 2010 г.

 

О-75 Основы психологии и педагогики: курс лекций / Т. И. Баталко [и др.]. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. – 132 с.

 

 

 

Курс лекций включает основные разделы, предусмотренные учебной программой по курсу «Основы психологии и педагогики», тематику контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, требования к написанию и оформлению контрольных работ, а также литературу по курсу.

Предназначен для самостоятельной подготовки студентов всех специальностей заочной формы обучения.

 

 

УДК 159.9+37.0(075.8)

ББК 88;74.00

 

ISBN 987-985-481-239-7 © Баталко Т.И., 2011

© Милашевич Е.П., 2011

© Лебедева С.В., 2011

© Виноградова Т.Я., 2011

© УО «ВГТУ», 2011


содержание

ВВЕДЕНИЕ5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ6

Раздел 1. введение в современную психологию8

1.1 Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления

как науки 8

1.2 Система явлений, которые изучает психология 11

1.3 Отрасли психологии 13

1.4 Методы психологического исследования 15

1.5 Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних

явлений 20

1.6 Сознательное, предсознательное и бессознательное 21

1.7 Общая структура деятельности и поведения 21

 

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ26

2.1 Ощущение. Виды ощущений 26

2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия 29

2.3 Внимание. Виды и основные свойства внимания 32

2.4 Память как психический процесс 34

2.5 Мышление как процесс 39

2.6 Воображение и его виды 42

Раздел 3. психология личности46

3.1 Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индиви-
дуальность», «личность» 46

3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в личности 48

3.3 Половозрастные особенности личности 50

3.4 Психические свойства личности 52

3.5 Социализация личности 59

Раздел 4. социальное поведение человека65

4.1 Межличностные отношения 65

4.2 Общение как социально-психологическое явление 69

4.3 Виды общения 73

4.4 Понятие конфликта в современной психологии 75

4.5 Виды конфликтов 77

4.6 Причины конфликтов в организации 79

4.7 Способы разрешения конфликтных ситуаций 81

4.8 Взаимодействие людей в малых группах 85

 

Раздел 5. общие основы педагогики94

5.1 Основные этапы развития педагогической науки 94

5.2 Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система

педагогических наук. Основные методологические принципы

педагогики, ее методы и категории 96

5.3 Образование в современных условиях как механизм развития

личности. Основные функции образования и соответствующие им

модели образования. Мировые образовательные тенденции.

Особенности системы образования в Республике Беларусь 98

5.4 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы,

цели, задачи и учебные действия 100

5.5 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность

с целью формирования у нее определенных психических и

личностных качеств 102

5.6 Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции

семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы

семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и

условия успешного воспитания в семье 106

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ113

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ124

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХО

ЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»127

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ»128

ЛИТЕРАТУРА130