ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ISBN 987-985-481-239-7
ВИТЕБСК
III. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
II. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ
12. Философская категория бытия…………………………...…………67
13. Постнеклассическая парадигма в науке и философии….………....72
14. Философское учение о сознании……………………………...…….77
15. Познание как предмет философского анализа…………..…………82
16. Природа человека и смысл его существования……………………87
17. Личность: проблемы свободы и ответственности………………....93
18. Общество как система……………………………………….………98
19. Самореализация человека в информационном обществе…….….103
20. Духовная жизнь общества………………………………………….109
21. Наука и НТР. Глобальные проблемы современности……………114
22. Культура и цивилизация……………………………………………120
Литература……………………………………………………………..125
Словарь терминов………………………………………………….….127
Мартынов Борис Викторович
ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ
Курс лекций: Учебное пособие для студентов специальностей направления «Экономика и управление»
Сдано в набор Подписано в печать
Издание НОУ «Институт международного бизнеса»
Лицензия ИД № 06020 от 09.10.2001
Тираж 100 экз. Заказ №
УДК 159.9+37.0(075.8)
ББК 88;74.00
О – 75
Рецензент:
Богомаз С.Л., заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 8 от 9 декабря 2010 г.
О-75 Основы психологии и педагогики: курс лекций / Т. И. Баталко [и др.]. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. – 132 с.
Курс лекций включает основные разделы, предусмотренные учебной программой по курсу «Основы психологии и педагогики», тематику контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, требования к написанию и оформлению контрольных работ, а также литературу по курсу.
Предназначен для самостоятельной подготовки студентов всех специальностей заочной формы обучения.
УДК 159.9+37.0(075.8)
ББК 88;74.00
ISBN 987-985-481-239-7 © Баталко Т.И., 2011
© Милашевич Е.П., 2011
© Лебедева С.В., 2011
© Виноградова Т.Я., 2011
© УО «ВГТУ», 2011
содержание
ВВЕДЕНИЕ5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ6
Раздел 1. введение в современную психологию8
1.1 Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления
как науки 8
1.2 Система явлений, которые изучает психология 11
1.3 Отрасли психологии 13
1.4 Методы психологического исследования 15
1.5 Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних
явлений 20
1.6 Сознательное, предсознательное и бессознательное 21
1.7 Общая структура деятельности и поведения 21
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ26
2.1 Ощущение. Виды ощущений 26
2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия 29
2.3 Внимание. Виды и основные свойства внимания 32
2.4 Память как психический процесс 34
2.5 Мышление как процесс 39
2.6 Воображение и его виды 42
Раздел 3. психология личности46
3.1 Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индиви-
дуальность», «личность» 46
3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в личности 48
3.3 Половозрастные особенности личности 50
3.4 Психические свойства личности 52
3.5 Социализация личности 59
Раздел 4. социальное поведение человека65
4.1 Межличностные отношения 65
4.2 Общение как социально-психологическое явление 69
4.3 Виды общения 73
4.4 Понятие конфликта в современной психологии 75
4.5 Виды конфликтов 77
4.6 Причины конфликтов в организации 79
4.7 Способы разрешения конфликтных ситуаций 81
4.8 Взаимодействие людей в малых группах 85
Раздел 5. общие основы педагогики94
5.1 Основные этапы развития педагогической науки 94
5.2 Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система
педагогических наук. Основные методологические принципы
педагогики, ее методы и категории 96
5.3 Образование в современных условиях как механизм развития
личности. Основные функции образования и соответствующие им
модели образования. Мировые образовательные тенденции.
Особенности системы образования в Республике Беларусь 98
5.4 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы,
цели, задачи и учебные действия 100
5.5 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
с целью формирования у нее определенных психических и
личностных качеств 102
5.6 Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции
семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы
семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и
условия успешного воспитания в семье 106
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ113
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ124
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХО
ЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»127
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ»128
ЛИТЕРАТУРА130