Смысл и назначение человеческого бытия.
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Проблемы человеческого начала.
Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии.
Природа человека и смысл его существования
Лекция 16
1. Проблема человека – одна из основных, практически центральная в философской мысли. В отличие от частных наук (психология, социология, биология) философия выражает отношение человека к миру и стремится к постижению его целостности. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек рассматривается не просто как вещь среди вещей, а как субъект, способный к изменению мира и самого себя.
И. Кант в своих размышлениях пришёл к выводу, что в философии существуют всего три вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Все они сводятся к одному: Что такое человек?
В Древнем Китае человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе тёмное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, покой и движение. Мир создан не ради человека, он – лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу.
В античной философии человек космоцентричен. Он является микрокосмом, подчинённым высшему началу – судьбе. Человек не только познаёт себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело. Образ человека становится теоцентричным.
Философия Нового времени смещает «божественное» на периферию человеческой жизни. Образ человека становится антропоцентричен, человек начинает верить в себя.
Философия XIX – начала XX веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Со временем человек становится в центр философского знания. Возникает деятельностная парадигма, согласно которой человек рассматривается как предметное существо, которое способно к опредмечиванию и распредмечиванию. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – это превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.
Помимо предметного человек является и общественным существом. Общественно-предметный мир, с одной стороны, создаётся человеком, с другой стороны, формирует человека, социализируя его. Каждый общественный предмет – посредник между людьми и является средством коммуникации, соединяя человека с человеком.
В рамках деятельностной парадигмы сформулированы критерии, отличающие его от животного:
- Животное не производит, человек производит
- Животное строит сообразно мерке и потребности своего вида, человек строит по мерке любого вида (не только дома, но и скворечники и т.п.)
- Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек действует по-человечески, когда свободен от такой потребности
- Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально
- Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности, человек делает свою жизнедеятельность своим предметом.
Поскольку собственная жизнь человека является для него предметом, его деятельность является свободной, т.е. достигает высшей формы деятельности - самодеятельности.
В конце ХХ века произошла трансформация принципа антропоцентризма. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным образованием, т.е. возникшим в результате внутренних причин, по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой.
Одной из форм антропоцентризма выступает антропный принцип в космологии: мир таков, потому что существует человек. Это доказывается тем, что основные параметры нашей Вселенной соответствуют появлению и развитию разумной жизни. Исходя из этого, человек не есть случайное явление, а результат направленного мирового процесса самоорганизации.
Однако в современных условиях цивилизационного кризиса на первый план выходит обратная сторона антропоцентризма: существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть. Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира, что выражается в экологических проблемах современности.
В связи с вышесказанным, принцип антропоцентризма приобретает новое содержание. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть «вершина» эволюционного процесса, а потому, что человек может стать фактором направляемости или управляемости развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы «общество – природа».
2. Существует множество мнений о возникновении и развитии человека, однако в основном они сводятся к вопросу о соотношении биологического и социального в человеке, т.е. к вопросу о природе человека. Сложились две позиции, согласно одной из которых – природа человека всецело социальна, а согласно другой – она не только социальна, но и биологически детерминирована. В современной философии человек определяется как биопсихосоциальное существо. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.
Биологическое и социальное существуют в человеке в нераздельном единстве. Человек, с одной стороны, это материализованный дух и одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. С другой стороны, человек – это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического, социального и психического.
Следование своему пониманию человеческой природы приводит к построению разных философских концепций человека. В философской антропологии К. Маркса человек есть общественное существо и всякое его проявление представляет собой утверждение общественной жизни.
Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Если в Новое время человек считался сознательным существом, прозрачным для самого себя, то З. Фрейд утверждал, что помимо сознания, человеческая психика содержит бессознательное – область влечений, из которых два основные – эротическое, направленное на сохранение, объединение и агрессивное, деструктивное. В конечном итоге, человек не может быть хозяином самого себя.
Философия экзистенциализма исходит из противоположного – в мире нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создаёт свою сущность и творит самого себя. Каждый момент человек есть не результат, а проект. Он есть существо, устремлённое в будущее. Так как человек сам творит своё бытие, он ответственен за него.
3.Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.
Более содержательно другое понятие – «индивидуальность», обозначающее уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств. Индивидуальность не просто «атомарность» человека, а характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Личность человека тем значительнее, чем больше в её индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, его социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности, он не раскрывает внутренний мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда выражает действительную сущность человека.
Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает её не в функциональном, а в сущностном плане: она - центр самосознания, источник воли и ядро характера. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.
В понятии человеческого организма подчёркивается его биологическое начало, в понятии человека – его биосоциальное начало, а в понятии личности определяются, прежде всего, интегративные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, ценностные ориентации. Понятие личности более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще.
Полем проявления личностных свойств служит социальная жизнь человека, потому что личность – это результирующая функция социального и биологического начал, а также её психосоциального ядра – «Я». Личность формируется в процессе деятельности и общения. Этот процесс происходит путём внутреннего формирования внутреннего уникального облика человека, что вызывает необходимость развития способности самооценки. Интегративное качество из самооценки и самоотражения активизирует любые проявления возможностей человека. Можно сказать, что личность – это самоорганизующаяся система, которая стремится к самореализации.
4.Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить такие, как:
1. смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях;
2. смысл жизни лежит за пределами жизни;
3. смысл жизни создаётся самим субъектом.
Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Осмысленной жизнь делает соучастие в Богочеловеческой жизни. Не переделка мира на началах добра и справедливости, а взращивание в себе этого добра, усилия жизни с Христом. Человек своей жизнью проявляет Бога.
В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир нам началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придаёт смысл человеческой жизни.
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только человек сам сознательно или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придаёт ей смысл, и тем самым выбирает и создаёт свою человеческую сущность.
Также смысл жизни человека можно увидеть в самореализации человека, в наиболее полном раскрытии всего присущего человеку личностного потенциала. Он включает в себя все способности и задатки, которые уже проявлены и которые ещё скрыты. Самореализация помогает человеку понять себя, стать тождественным самому себе, самоидентичным. Процесс раскрытия своего потенциала взаимосвязан с раскрытием потенциала другого человека. Таким образом, смысл жизни заключается в совокупном раскрытии своей сущности, реализации себя через реализацию другого. В современный период развития информационного общества на первый план выходит самореализация человека в области информации, коммуникации, накопления знаний, чтобы в итоге стать экспертом в разных областях общественной жизни для дальнейшего самосозидания.