Лекция 14.

Истоки развития постнеклассической парадигмы. Синтез постнеклассической науки, эволюционного глобализма и постмодернизма. Новый тип рациональности.

Лекция 13

 

Постнеклассическая парадигма в науке и философии

2. Идея самоорганизации и саморазвития сложных природных и социальных систем. Синергетика как междисциплинарная методология И. Пригожина – Г. Хакена. Принцип нелинейности. Порядок и хаос.

1.Современное научно-философское понимание социокультурных, эконо­мических и биологических процессов находит своё выражение в постнекласси­ческой парадигме, которая является результатом синтеза постнеклассической науки, глобалистики и постмодернистского образа реальности, характерного для конца XX - начала XXI столетий.

Постнеклассическая наука тяготеет к принципам вероятности, стохастичности, поливариантности, нестабильности. Она является своеобразным «треть­им этапом» в исследовании мира. В сравнении с «классической» наукой ньюто-но-лапласовского типа, «постнеклассика» отказывается от жёсткой линейной детерминации всех процессов и принципа «классической рациональности» XVII - XVIII столетий. Понимание истины как процесса пассивного отражения характеристик объекта заменяется «неклассической рациональностью» Эйн­штейна-Бора, постулирующей динамический характер внешней реальности, за­висимой от системы отсчёта, позиции субъекта и его свойств. В постнеклассическом знании этот принцип усилен идеями самоорганизации и саморазвития в сложных системах различной природы - от биофизических до социально-экономических. Тем самым, «постнеклассика» - это качественно новое, интерактивное состояние человеческого знания, специфическая междисциплинарная методология которого основана на синергетическом фундаменте «нелинейно­сти», предложенном И. Пригожиным - Г. Хакеном.

Новый тип знания отличен от неклассической науки по двум основным параметрам: объекту/предмету и типу рациональности. По первому постне­классическая наука отличается тем, что исследует не только сложноорганизо-ванные, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганиза­ции. Её объектом становятся и «человекоразмерные» природные комплексы, неотъемлемым компонентом которых выступает человек. По второму парамет­ру постнеклассическая наука отлична от предшествующей тем, что соотносит знания об объекте не только со средствами познания, как это было присуще не­классической науке, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности [167].

Предметом изучения современной глобалистики является целостность мира. Исследуя проблемы человеческого рода и утверждения глобальной циви­лизации, она смыкается с созданием модели развития человеческого общества и перспектив постиндустриального мира. Образы будущего в глобалистических концепциях снимают все особенности современной культурной эпохи, опреде­ляемой как «постмодерн»: соединение рациональных и иррациональных спосо­бов познания истины; синтез западных и восточных мировоззрений; растущая интеграция научной, философской, художественной картин мира; обострённый интерес к индивидуальному сознанию.

Этот интерес обосновывается тем, что вместе со сменой общей научно-философской парадигмы назрела необходимость смены парадигмы или модели жизнедеятельности человека, его жизнетворчества и личностного роста в усло­виях российского общества. Прежняя, референтная модель, характеризующаяся соотнесённостью представлений субъекта о своей жизни с представлениями социальной группы, общества, с которыми он себя идентифицирует, уже не со­ответствует изменившимся требованиям жизни и потребностям самого субъек­та. Принципы, лежащие в основании этой модели, не соответствуют новым жизненным ситуациям, в которых человек уже не может, как прежде, опираться на социальную поддержку и защиту окружающих, получая от них разные блага, а «вынужден учитывать всю «жестокость» и изолирующую отчуждённость реального мира». Теперь уже нельзя планировать и организовывать свою жизнедеятельность в социальном пространстве, пользуясь лишь привыч­ными, устоявшимися жизненными стандартами, нормами и правилами, пригод­ными для регуляции однолинейных жизненных событий.

В этом случае необходимо больше акцентироваться на самореферентной модели жизнедеятельности, которая предоставляет человеку больше возможно­стей для самосозидания и самореализации. Это означает, что он соотносит свои представления о себе со своим реальным существованием, с теми событиями, которые составляют его реальную жизнь. И на основе результата соотнесённости актуализирует тот или иной потенциал, творит свою жизнь. Ведь идентич­ность человека не является навсегда установленной, её необходимо создавать. Поэтому процесс конструирования стратегии своей жизнедеятельности, подра­зумевающий долгосрочную стабильность и длительное постоянство среды, за­меняется постепенно процессом самосозидания, саморазвития.

2. Синергетика рассматривает самоорганизацию как процесс развития, который представляет собой бинарную оппозицию порядка и хаоса, организации и самоорганизации, интеграции и дифференциации. Их синтез рождает такое понятие, как диссипативная структура, которая в отличие от равновесной структуры, может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой энергией, информацией и продуктами деятельности. Для сохранения внутреннего порядка такая система нарушает динамическое равновесие со средой, стремясь актуализировать себя. Согласно синергетике, при определён­ных условиях в такой системе обязательно возникнут процессы упорядочения и самоорганизации или, наоборот, дезорганизации.

Согласно закону возрастания энтропии, замыкание любой системы при­водит её к дезорганизации. Например, замыкание общественной системы неиз­бежно порождает процессы социальной напряженности, и системное качество общества распадается. Между степенью открытости системы и уровнем её ор­ганизации существует однозначное соответствие. Чтобы увеличить порядок в системе, необходимо увеличить степень её открытости, новому значению кото­рой будет соответствовать новый, более высокий уровень организации, в ре­зультате чего в системе станут преобладать процессы, упорядочивающие её до нового уровня. Чтобы дезорганизовать систему, необходимо уменьшить сте­пень её открытости, при этом понизится и уровень организации, что вызовет преобладание процессов, дезорганизующих систему до нового её значения.

Согласно модели Пригожина-Хакена согласованное взаимодействие элементов системы в своей совокупности составляет кооперативные процессы, которые играют решающую роль в обра­зовании новых динамических структур. Известно, что в основе эволюции соци­альных систем, как и природных, одним из главных процессов является процесс самоорганизации. Как показывает синергетика, самоорганизация может начаться лишь в открытых неравновесных системах, в которых имеют место случайные воздействия, флуктуации, но они не подавляются, а, напротив, усиливают­ся, создавая что-то новое. К таким системам относят системы, которые обмениваются со средой или окружением энергией или веществом. Для социальных систем важнейшую роль приобретает в этом плане обмен информацией, коммуникация и общение.

Известно, что социальная система тем устойчивее, чем выше её разнооб­разие, ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержатся фор­мы приспособления к различным вариантам будущего, это делает её устойчи­вой к многовариантному будущему. Синергетика показывает, что конструктив­ным механизмом самоорганизации сложных систем является хаос. Он необхо­дим для того, чтобы система, в том числе общество и личность, вышла на соб­ственную тенденцию развития, инициирующую процесс самореализации. Та­ким образом, общение создаёт необходимую творческую среду хаоса, которая инициирует тенденции актуализации личности, не подавляющие хаотичность и спонтанность актов общения, а усиливающие, кооперирующие их, в силу чего и происходит возникновение новых форм самореализации, новых форм общения. Такое понимание саморазвития нашло своё отражение ещё в философии Геге­ля, который показывал развитие человеческого духа, представляя его в виде аб­солютной идеи. Схема её развития, по Гегелю, как раз предполагала порожде­ние всех новых смыслов, понятий, когда нечто порождает «своё иное», вступает с ним в рефлексивную связь, и в результате синтеза образуется новое целое. Причём каждый раз возникающая целостность перестраивает свои основания.

Самоорганизация является процессом развития, сущность которого про­является в чередовании порядка и хаоса, их взаимопереходах. В качестве хаоса рассматривается множество отдельных актов деятельности и общения, которое становится необходимым условием упорядочивания и устойчивости субъек­тивности человека, его внутреннего «Я».

Динамическую устойчивость и целостность человека поддерживает его индивидуальность, которая, в отличие от его личностной системы, не имеет диссипативный характер - это особый нелинейный феномен, вносящий изме­нения в окружающий мир, одновременно самоизменяясь и самосовершенствуясь. Благодаря своей индивидуальности, человек в каждый момент своего су­ществования воссоздаёт свои основания, сохраняя свою идентичность.

Личность, в свою очередь, является открытой системой, нарушающей ди­намическое равновесие со средой и обмениваясь с ней информацией и продук­тами деятельности. Степень открытости личности определяет количество и ка­чество этого обмена, а также динамику своей внутренней устойчивости, что в совокупности влияет на раскрытие её возможностей, внутренних резервов, её самореализацию. Открытость подразумевает способность личности не только воспринимать многообразие социальных связей, но и преобразовывать их, рас­ширяя при этом границы своей субъективности, выводя её на новый, более вы­сокий уровень. Однако процесс жизнедеятельности и её самореализации подра­зумевает единство открытости и закрытости, синтез хаоса и порядка. В лично­стной системе такое единство должно осуществляться интеграцией экстравертивных и интровертивных черт индивидуальности, их аристотелевской «золотой серединой».