Лекция 14.
Истоки развития постнеклассической парадигмы. Синтез постнеклассической науки, эволюционного глобализма и постмодернизма. Новый тип рациональности.
Лекция 13
Постнеклассическая парадигма в науке и философии
2. Идея самоорганизации и саморазвития сложных природных и социальных систем. Синергетика как междисциплинарная методология И. Пригожина – Г. Хакена. Принцип нелинейности. Порядок и хаос.
1.Современное научно-философское понимание социокультурных, экономических и биологических процессов находит своё выражение в постнеклассической парадигме, которая является результатом синтеза постнеклассической науки, глобалистики и постмодернистского образа реальности, характерного для конца XX - начала XXI столетий.
Постнеклассическая наука тяготеет к принципам вероятности, стохастичности, поливариантности, нестабильности. Она является своеобразным «третьим этапом» в исследовании мира. В сравнении с «классической» наукой ньюто-но-лапласовского типа, «постнеклассика» отказывается от жёсткой линейной детерминации всех процессов и принципа «классической рациональности» XVII - XVIII столетий. Понимание истины как процесса пассивного отражения характеристик объекта заменяется «неклассической рациональностью» Эйнштейна-Бора, постулирующей динамический характер внешней реальности, зависимой от системы отсчёта, позиции субъекта и его свойств. В постнеклассическом знании этот принцип усилен идеями самоорганизации и саморазвития в сложных системах различной природы - от биофизических до социально-экономических. Тем самым, «постнеклассика» - это качественно новое, интерактивное состояние человеческого знания, специфическая междисциплинарная методология которого основана на синергетическом фундаменте «нелинейности», предложенном И. Пригожиным - Г. Хакеном.
Новый тип знания отличен от неклассической науки по двум основным параметрам: объекту/предмету и типу рациональности. По первому постнеклассическая наука отличается тем, что исследует не только сложноорганизо-ванные, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации. Её объектом становятся и «человекоразмерные» природные комплексы, неотъемлемым компонентом которых выступает человек. По второму параметру постнеклассическая наука отлична от предшествующей тем, что соотносит знания об объекте не только со средствами познания, как это было присуще неклассической науке, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности [167].
Предметом изучения современной глобалистики является целостность мира. Исследуя проблемы человеческого рода и утверждения глобальной цивилизации, она смыкается с созданием модели развития человеческого общества и перспектив постиндустриального мира. Образы будущего в глобалистических концепциях снимают все особенности современной культурной эпохи, определяемой как «постмодерн»: соединение рациональных и иррациональных способов познания истины; синтез западных и восточных мировоззрений; растущая интеграция научной, философской, художественной картин мира; обострённый интерес к индивидуальному сознанию.
Этот интерес обосновывается тем, что вместе со сменой общей научно-философской парадигмы назрела необходимость смены парадигмы или модели жизнедеятельности человека, его жизнетворчества и личностного роста в условиях российского общества. Прежняя, референтная модель, характеризующаяся соотнесённостью представлений субъекта о своей жизни с представлениями социальной группы, общества, с которыми он себя идентифицирует, уже не соответствует изменившимся требованиям жизни и потребностям самого субъекта. Принципы, лежащие в основании этой модели, не соответствуют новым жизненным ситуациям, в которых человек уже не может, как прежде, опираться на социальную поддержку и защиту окружающих, получая от них разные блага, а «вынужден учитывать всю «жестокость» и изолирующую отчуждённость реального мира». Теперь уже нельзя планировать и организовывать свою жизнедеятельность в социальном пространстве, пользуясь лишь привычными, устоявшимися жизненными стандартами, нормами и правилами, пригодными для регуляции однолинейных жизненных событий.
В этом случае необходимо больше акцентироваться на самореферентной модели жизнедеятельности, которая предоставляет человеку больше возможностей для самосозидания и самореализации. Это означает, что он соотносит свои представления о себе со своим реальным существованием, с теми событиями, которые составляют его реальную жизнь. И на основе результата соотнесённости актуализирует тот или иной потенциал, творит свою жизнь. Ведь идентичность человека не является навсегда установленной, её необходимо создавать. Поэтому процесс конструирования стратегии своей жизнедеятельности, подразумевающий долгосрочную стабильность и длительное постоянство среды, заменяется постепенно процессом самосозидания, саморазвития.
2. Синергетика рассматривает самоорганизацию как процесс развития, который представляет собой бинарную оппозицию порядка и хаоса, организации и самоорганизации, интеграции и дифференциации. Их синтез рождает такое понятие, как диссипативная структура, которая в отличие от равновесной структуры, может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой энергией, информацией и продуктами деятельности. Для сохранения внутреннего порядка такая система нарушает динамическое равновесие со средой, стремясь актуализировать себя. Согласно синергетике, при определённых условиях в такой системе обязательно возникнут процессы упорядочения и самоорганизации или, наоборот, дезорганизации.
Согласно закону возрастания энтропии, замыкание любой системы приводит её к дезорганизации. Например, замыкание общественной системы неизбежно порождает процессы социальной напряженности, и системное качество общества распадается. Между степенью открытости системы и уровнем её организации существует однозначное соответствие. Чтобы увеличить порядок в системе, необходимо увеличить степень её открытости, новому значению которой будет соответствовать новый, более высокий уровень организации, в результате чего в системе станут преобладать процессы, упорядочивающие её до нового уровня. Чтобы дезорганизовать систему, необходимо уменьшить степень её открытости, при этом понизится и уровень организации, что вызовет преобладание процессов, дезорганизующих систему до нового её значения.
Согласно модели Пригожина-Хакена согласованное взаимодействие элементов системы в своей совокупности составляет кооперативные процессы, которые играют решающую роль в образовании новых динамических структур. Известно, что в основе эволюции социальных систем, как и природных, одним из главных процессов является процесс самоорганизации. Как показывает синергетика, самоорганизация может начаться лишь в открытых неравновесных системах, в которых имеют место случайные воздействия, флуктуации, но они не подавляются, а, напротив, усиливаются, создавая что-то новое. К таким системам относят системы, которые обмениваются со средой или окружением энергией или веществом. Для социальных систем важнейшую роль приобретает в этом плане обмен информацией, коммуникация и общение.
Известно, что социальная система тем устойчивее, чем выше её разнообразие, ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержатся формы приспособления к различным вариантам будущего, это делает её устойчивой к многовариантному будущему. Синергетика показывает, что конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем является хаос. Он необходим для того, чтобы система, в том числе общество и личность, вышла на собственную тенденцию развития, инициирующую процесс самореализации. Таким образом, общение создаёт необходимую творческую среду хаоса, которая инициирует тенденции актуализации личности, не подавляющие хаотичность и спонтанность актов общения, а усиливающие, кооперирующие их, в силу чего и происходит возникновение новых форм самореализации, новых форм общения. Такое понимание саморазвития нашло своё отражение ещё в философии Гегеля, который показывал развитие человеческого духа, представляя его в виде абсолютной идеи. Схема её развития, по Гегелю, как раз предполагала порождение всех новых смыслов, понятий, когда нечто порождает «своё иное», вступает с ним в рефлексивную связь, и в результате синтеза образуется новое целое. Причём каждый раз возникающая целостность перестраивает свои основания.
Самоорганизация является процессом развития, сущность которого проявляется в чередовании порядка и хаоса, их взаимопереходах. В качестве хаоса рассматривается множество отдельных актов деятельности и общения, которое становится необходимым условием упорядочивания и устойчивости субъективности человека, его внутреннего «Я».
Динамическую устойчивость и целостность человека поддерживает его индивидуальность, которая, в отличие от его личностной системы, не имеет диссипативный характер - это особый нелинейный феномен, вносящий изменения в окружающий мир, одновременно самоизменяясь и самосовершенствуясь. Благодаря своей индивидуальности, человек в каждый момент своего существования воссоздаёт свои основания, сохраняя свою идентичность.
Личность, в свою очередь, является открытой системой, нарушающей динамическое равновесие со средой и обмениваясь с ней информацией и продуктами деятельности. Степень открытости личности определяет количество и качество этого обмена, а также динамику своей внутренней устойчивости, что в совокупности влияет на раскрытие её возможностей, внутренних резервов, её самореализацию. Открытость подразумевает способность личности не только воспринимать многообразие социальных связей, но и преобразовывать их, расширяя при этом границы своей субъективности, выводя её на новый, более высокий уровень. Однако процесс жизнедеятельности и её самореализации подразумевает единство открытости и закрытости, синтез хаоса и порядка. В личностной системе такое единство должно осуществляться интеграцией экстравертивных и интровертивных черт индивидуальности, их аристотелевской «золотой серединой».