Законы и категории диалектики.
Основные идеи марксистской философии. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Формирование философской позиции К. Маркса. Немецкая классическая философия. Английская политэкономия. Французский социализм.
Материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса
Лекция 9
1.Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Марксистская философия возникла в определённых исторических условиях и имеет как свои историко-философские источники, так и естественно-научные предпосылки.
Исторические условия формирования марксистской философии характеризуются бурным ростом капиталистического способа производства и оформления пролетариата в самостоятельную политическую силу. Маркс и Энгельс стали изучать и обобщать практику классовой борьбы для выработки пролетарского мировоззрения и новых средств, путей и целей классовой борьбы.
Теоретическими источниками марксисткой философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.
Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Критикуя идеализм Гегеля с позиций материализма Фейербаха, Маркс взял из диалектики Гегеля идею о движении, развитии, и создал свой диалектический метод, отличающийся материалистической направленностью - диалектический материализм, который в применении к обществу стал называться историческим материализмом. Идеи английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, создавших трудовую теорию стоимости, способствовали созданию исторического материализма. Идеи французских социалистов-утопистов Ш. Фурье,А. Сен-Симона, Р. Оуэнапривели Маркса и Энгельса к мысли о революционном преобразовании социальной реальности и создании нового социального общества.
Возникновение философии марксизма имело также естественно-научные предпосылки. Рост крупной машинной промышленности стимулировал дальнейшее развитие естествознания, которое оказывало обратное влияние на производство и подрывало идеализм и метафизику в понимании природы. Идеи материализма, всеобщей связи и развития чётче проступают сквозь совокупность естественно-научных фактов. Особое значение для материалистического и идеалистического понимания мира имели три открытия в естествознании XIX века:
- Открытие в 1845г. Р. Майером закона сохранения энергии, согласно которому качественно различные формы энергии превращаются друг в друга в равных количественных соотношениях, т.е. доказано, что движение не сводимо только к механистическому перемещению, оно существует в различных формах и не возникает и не исчезает.
- Создание в 1839г. Я. Шлейденом и Т. Шванном клеточной теории, утверждающую общность происхождения и строения мира растений и животных. Было доказано единство растительного и животного царств и их развитие, эволюция путём размножения клеток.
- Создание в 1859г. Ч Дарвином эволюционного учения о происхождении видов растений и животных. Дарвин доказал, что эти виды не постоянны, а изменчивы, они произошли от других видов путём естественного отбора полезных для организма целенаправленных изменений. Тем самым был научно обоснован один из главнейших принципов диалектики - принцип развития.
Таким образом, обобщение данных естествознания и преобразование гегелевского идеализма и фейрбаховского антропологического материализма привели Маркса и Энгельса к диалектике и материализму, соединённым в единую цельную философскую систему.
2.Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс связали в единый узел теорию с практикой. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В противоположность идеалистического понимания истории общества марксизм показал, что люди сами являются творцами истории на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных материальных условий. Человек выступает как субъект исторического действия и являет собой единение природного и социального, физического и духовного. Он не обладает врождёнными идеями, а его мысли появляются в результате воздействия среды и социальной группы, интересы которой он представляет.
В 40-е-50-е годы XIX столетия в работах «К критике гегелевской философии права», «Экономико-философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология» формируются основные положения марксистской философии: мир по своей природе материален и познаваем, развивается по диалектическим законам, в основе общественного развития лежит также материальная деятельность. В концепции исторического материализма, Маркс и Энгельс показывают определяющую роль материального производства в жизни общества. Понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть связанную с ним и им порождённую форму общения - гражданское общество - как основу всей истории. Маркс пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а гражданское общество определяет государство, т.е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным пунктом материалистического понимания истории.
На основной вопрос философии исторический материализм отвечает однозначно - бытие людей (производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание. Продолжая решение этой проблемы, Энгельс, в работе «Анти-Дюринг»показывает, что сознание - продукт человеческого мозга, человек - продукт природы. Мышление есть отражение бытия. Возможности познания безграничны, но и процесс познания бесконечен. Единство мира состоит в его материальности, пространство и время - основные формы бытия. Движение - способ существования материи и состоит из таких форм, как: механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное. Энгельс раскрыл сущность диалектики как науки о всеобщих законах движения и развития природы.
В своём главном произведении «Капитал»Маркс концентрируется на вопросах политэкономии, где, по его мнению, кроются коренные проблемы человечества. Маркс наиболее полно разработал материалистическую диалектику как метод политэкономии, дал понятие прибавочной стоимости, развил дальше материалистическое понимание истории. В то же время, основным способом установления справедливого общества Маркс показывает революцию, игнорируя эволюционный путь общественного прогресса.
Таким образом, принципиальная новизна философии марксизма заключается в том, что она показала человека субъектом деятельности, который практически преобразовывает природу, изменяясь в этом процессе сам. Марксизм состоит из двух главных частей - диалектический материализм,который исходит из признания материального мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности; исторический материализм, раскрывающий движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерности смены общественно-экономических формаций.
3.Согласно диалектическому материализму, материя - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира результат его внутренних противоречий. Для познания единства и связи, взаимозависимости и целостности мировых процессов необходимо познать законы их развития и изменения. Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определённый порядок причинной и устойчивой связи между явлениями. В материалистической диалектике фундаментальными законами являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностейявляется ядром диалектики. Он указывает причину, диалектику развития. Согласно ему, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности и противоречия. Закон предполагает развитие всех явлений в мире через борьбу этих противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Отношение между противоположностями есть противоречие. На всех этапах развития противоречие выступает его движущей силой.
Диалектика мышления исходит из того, что всем объектам внутренне присуще тождество и различие. Отношение вещи к себе, к другой вещи, характеризующееся устойчивостью, есть тождество. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другой вещи в силу изменчивости. Чем сложнее форма движения материи, тем выше роль различия, тождество уходит вглубь явления. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Закон перехода количественных изменений в качественныепоказывает, каким образом происходит изменение и его механизм в процессе развития. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления, постоянно изменяясь, обладают относительной устойчивостью. Об устойчивости объекта позволяет судить его качественная определённость. Качество -определённость объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, сходных черт с другими объектами. Необходимо отметить, что существуют не качества, а вещи, обладающие ими.
Различие внутри качества есть различие количественное. Количество -характеристика различия внутри качества или одинаковых качеств. Для полной характеристики любого объекта необходимо знать количественные и качественные стороны. Количественные изменения внутри одного качества определяются мерой - интервал, в котором качество остаётся самим собой. Таким образом, качественные изменения могут происходить лишь путём количественного убавления или увеличения материи или движения. Формами качественного изменения являются скачок, эволюция и революция, отличающиеся друг от друга резкими или постепенными изменениями.
Закон отрицания отрицания органически связан с двумя предыдущими. Его сущность выражается в следующем: всякая конечная система, развивающаяся на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы отражают новизну и спиралевидный характер развития, проявляющегося в повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Развитие основано на наличии внутреннего противоречия. Оно осуществляется благодаря накопленным количественным изменениям и перехода явления в новое качественное состояние. Становление нового качества идёт путём отрицания старого и утверждения нового. Т.о., развитие не может происходить без отрицания прежних форм существования. Отрицание отрицания предполагает:
- повторяемость в процессе развития;
- возврат к исходному положению на новой ступени развития;
- относительную завершённость конкретных циклов развития;
- несводимость развития к движению по кругу.
Формами познания универсальных связей бытия в диалектике служат категории - наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих противоположные стороны целостных явлений. Выделяют группу категорий, выражающих устройство, организованность бытия - единое-общее, качество-количество, форма-содержание; и группу категорий, выражающих универсальные связи, отношение: явление-сущность, причина-следствие, случайное-необходимое, возможное-действительное.
Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственно-временным и другим свойствам от иных;
Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.
Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях.
Сущность - внутренняя, скрытая, относительно устойчивая сторона объекта, совокупность черт, характеристик, определяющих его природу;
Явление -внешняя, наблюдаемая, изменчивая характеристика объекта.
Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Сущность обнаруживается через явление и существует через него.
Содержание -категория,охватывающая совокупность всех компонентов объекта, их внутренние и внешние взаимодействия и изменения;
Форма -организация устойчивых связей между компонентами содержания.
Не существует бессодержательной формы и неоформленного содержания. Содержание стремится к изменчивости, форма - к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму.
Необходимость -связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой определённое явление - следствие. Это то, что должно обязательно произойти в конкретных условиях;
Случайность -связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных связей. Случайность выступает как форма проявления необходимости.
Возможность -то, чего нет, но оно может быть;
Действительность -реализовавшаяся возможность. Реальные возможности порождены закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости.