Немецкое Просвещение. Х. Вольф. И. Гердер.
Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Учение Ж.-Ж. Руссо. Атеистический материализм Просвещения. Энциклопедисты. Ж. Ламетри. Д. Дидро. Э. Кондильяк. К. Гельвеций. П. Гольбах.
Социальные и научно-теоретические предпосылки философии Просвещения. Английское Просвещение. Человек и государство в философии Т. Гоббса. Принципы естественного права Дж. Локка. Скептицизм Д. Юма.
Философия Просвещения
Лекция 7
1.Под Просвещением понимается идейное течение 18-сер. 19 вв., возникшее в Англии и распространившееся во Франции, Германии и США, которое ставило своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество и религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий и выступали против феодального абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Новые, опытно-рациональные знания, по мнению просветителей, должны помочь в борьбе против религиозных догм. В основу идеологии Просвещения легла идея того, что прогресс общества есть прогресс познания. В результате распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе должна осуществиться перестройка общественной жизни. Особое внимание уделяется правителям - их необходимо приобщать к достижениям науки и философии. Просвещённые монархи, в свою очередь, внедряют принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Принципиальная установка Просвещения отражалась в наделении разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей - просвещенных граждан. Однако Просвещение нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Чтобы построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право необходимо верное воспроизведение законов природы. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Главными представителями английского Просвещения являются Дж. Локк, Э. Шефтсбери, Д. Юм. Английское Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной морали и сенсуализма. Рассматривая человека с этической и политической точек зрения, Гоббс показывает, что все этические понятия начинаются лишь с перехода людей из состояния природы в состояние государства. По природе все люди равны между собой. Из этого естественного состояния равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Люди не по природе общительны, как учил Аристотель, а стремятся лишь к властвованию одного над другими, что и ведет к войне. Но состояние войны есть состояние страха и опасности, из которого необходимо выйти; поэтому мир есть первое требование естественного закона, выражающего правило воздержания каждого отдельного лица оттого, что ему вредно. Для достижения мира необходимо каждому лицу отказаться от неограниченного его права на все. Этот отказ может быть сделан или в форме отречения, или же в форме перенесения прав одного лица на другое. Вторым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц, и создается государство. Все права без исключения переданы государству, которое является неограниченным. Подчинение государственной власти — безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь к войне всех против всех. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».
Локк Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.
Юм Дэвид (1711-1776), шотландский философ развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий», которые Юм разделяет на «впечатления» и «идеи». Впечатления отличаются яркостью и живостью, они — исходные элементы чувственного опыта. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.
2. Период наибольшего распространения Просвещения во Франции, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения». Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма. Представителями являются Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематическим деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики.
Французская материалистическая философия XVIII в. соединяет философию Декарта и английский сенсуализм, отражением чего является философия Этьена Кондильяка (1715-1780). Ж. Ламетри (1709-1751), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-171)признают основой наших ощущений внешний мир. Материя и движение неотделимы. Все явления в мире жёстко детерминированы: причина и следствие действуют в природе и обществе.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ,) (1694-1778), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию. Он считал, что эгоизм, страсти и влечения являются первопричиной всех человеческих импульсов, которые ведут к поступкам и объединяют людей в государства.
Монтескьё Шарль (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. В книге «Дух законов» дал высокую оценку демократии, принципу гражданской и личной свободы, веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований, что способствовало развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами.
Руссо Жан Жак (1712-1778), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинении «Об общественном договоре» Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.
Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Также он противопоставил первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Необходимо вернуться назад к природе, т.е. естественному состоянию человека.
3. Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма. Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви. Представителями являются Х. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете.
ВольфХристиан (1679-1754), немецкий философ, представитель раннего Просвещения. Философия определяется Вольфом как рациональная наука о возможном, т.е. обо всем, что может мыслиться логически непротиворечиво. Государственно-правовые и политические воззрения Вольфа носили весьма осторожный и умеренно-консервативный характер: он выступал сторонником естественного права, просвещенной монархии и благодетельного деспотизма, целью которых должно быть спокойствие в государстве, благополучие и счастье всех граждан и т.д.
Гердер Иоганн (1744-1803), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. В «Идеях к философии истории человечества» Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора - процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвращается в «Идеях» к историческому оптимизму Просвещения и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья. Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности», где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм.
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом.