Обществов целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познающим субъектом.
Агностицизм
Гностицизм
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант - им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
- сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».
Философы обсуждают вопрос о том, что является основой познания.
Основные гносеологические концепции
Сенсуализм и эмпиризм | Основу человеческого познания составляет чувственный опыт |
Рационализм | Основу человеческого познания составляет разум |
Интуитивизм | Основу человеческого познания составляет интуиция |
Синтетическая концепция | Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции |
Основные гносеологические концепции
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Виды истины:
- абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание.
- относительная истина – верное, но не полное знание о чем-либо.
- объективная истина – знание, которое не зависит от человеческого (субъективного) сознания.
- субъективная истина – истина, зависимая от субъекта.
Истина - это процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Это процесс движения к абсолютной истине через истины относительные. К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Каждую идею, каждую теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной области, в определенном языке, в определенном контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна .
Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины- способ проверки и обоснования знания. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:
Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность.
Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, что экономно мыслить.
Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям.
В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, их ценность и др.
Диалектико-материалистическая философия в качестве объективного критерия истины предлагает практику.
Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.
В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (рациональное познание).
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.
Формы чувственного познания
Ощущение | Восприятие | Представление | ||||
Единичный акт чувственного | Совокупность нескольких ощущений, | Образ ранее воспринятого | ||||
познания | т.е.целостный чувственный образ | предмета или образ, рождающийся | ||||
предмета | с помощью | |||||
Например: зрительные, слуховые, осязатель- ные, вкусовые, боле-вые, температурные, двигательные и др. | Например: восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, темпера - турных и др. ощущений | воображения Например: арбуз, корова | ||||
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.