Биологическое пространство-время

Жизнь человека как биологического существа, бытие человека в мире вещей подчинены определенным природным ритмам, так называемым циркадным (околосуточным) ритмам, которые вырабатывались в ходе приспособления организма к окружающим условиям. Эти ритмы задавались извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Циркадные ритмы передаются по наследству, и попытка искусственно изменить длительность суток человека приводила к расстройству основных функций человека. «Биологические часы» организма не совпадают с ходом времени за пределами организма, но они обеспечивают приспособляемость организма к изменению внешней среды и, что самое главное, обеспечивают готовность организма к будущим изменениям, к целесообразному функционированию в предполагающихся изменениях.

 

Понятием«движение» в философии обозначаетсявсякое изменение.

Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие.

Важнейшим свойством движения является его несотворимость и неуничтожимость, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Пять основных форм движения:

Механическое - пространственное перемещение тел;

Физическое - теплота, свет, электричество и магнетизм;

Химическое - движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества;

Биологическое - жизнь как способ существования белковых тел;

Социальное - общественное, куда включалось и мышление.

 

3вопрос. В античной философии под «диалектикой» (от грeч. dialеktike - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым этот термин ввел в философию Сократ. Начиная с Гегеля, с XIX века, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Категории - это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть, единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество.

Сущность и явление. Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения. Явление– категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность. Путь к познанию сущности начинается с изучения явления. Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях.

Содержание и форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формойпонимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка, по сути, структуре). Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;

б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.

Целое и часть. Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами. Категория «часть» характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.

В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения.

1. Несводимость целого к сумме частей.

2.Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого.

3.Части влияют на целое. Система, структура, элемент.

Категорией системав предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы. Элементсуществует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости. Структура– способ взаимосвязи между элементами системы.

Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.

 

Единичное и общее.Единичное– категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки.

Общее– категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное».

 

Причина и следствие. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия.

Необходимость и случайность. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. «Необходимость» — это то, чего нельзя обойти. Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Возможность и действительность.Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Отражение диалектикой многообразных сторон развития не случайно завершается анализом категории “возможность”, поскольку через наличие различных возможностей развития подчеркивается сущностная черта диалектического взгляда на мир - поливариантность развития; обращается внимание на необходимость выбора, подготовку человека к правильному выбору. А выбор в свою очередь превращается в атрибут существования человека в сфере культуры.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятиям «бытие» и «небытие». 2. В чем специфика биологического, психологического и социального времени? 3. Охарактеризуйте понятие«движение» в философском смысле. 4.Объясните на примере диалектический метод познания. 5.Приведите примеры, когда отношения между формой и содержанием в вещи, в человеке, выступают: а) как гармония; б) как дисгармония; в) как конфликт.

 

Лекция 9 Человек и природа 1.Общество и природа в истории философии.

2.Экологическое сознание

3.Перспективы цивилизации 1 вопрос. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания человеческой цивилизации. Природа всегда была предметом внимания философской мысли:

в античности природа – это органическая часть космоса, а человек - часть природы.

в средние века считалось, что природа создана Богом, стоит ниже человека и должна покоряться ему.

в эпоху Возрождения природа - идеал, убежище от пороков цивилизации.

в Новое время: природа противостоит человеку и должна быть подчинена ему. 20 век: природа-это наш дом, который должен благоустраиваться по законам разума, с учётом последствий.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие географической среде определяющую роль в истории. Это направление в социологии называют географическим детерминизмом (представлением о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества). Крупным представителем географического детерминизма был Шарль Монтескье, в России К. Э. Бэр утверждал, что судьба народов определяется «наперед и неизбежно природой занимаемой им местности», Л. И. Мечников доказывал, что географическая среда - решающая сила исторического прогресса, подчеркивая особую роль водных путей сообщения. В работах Ф. Ратцеля утверждалось, что государство может самостоятельно существовать и развиваться при наличии значительной территории, поэтому цель политики - приобретение территории.

Географический детерминизм в целом подвергается критике - считают, что он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, преуменьшая или оставляя в стороне внутренние возможности общественного развития, не учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

В конце XX в. развитие получила синергетика - наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах (теория самоорганизации). Синергетика отвечает на вопрос, как из хаоса появляется порядок (как в микромире, так и в социальных и космических системах), который, однако, рано или поздно разрушается. Природа такова, что она обладала и обладает возможностями порождать новые живые организмы.

 

2 вопрос.

Начиная с XVI-XIX вв., когда было сделано много научных открытий и технических изобретений, значительно усложнились взаимоотношения человека и природы - влияние человека стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В XX столетии, когда научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и. т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема и опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-­технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу являются:

истощение недр, например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет;

загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

применение атомной энергии,как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. Экологическое мышление начало формироваться в XX в. как реакция на сложившуюся ситуацию. Осознается необходимость разумного использования природы в планетарном масштабе, вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность.

Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли), а на основе принципа коэволюции - совместного, взаимосогласованного развития человека и природы. Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной миссией в мире. Коэволюция есть, следовательно, биоцентризм, т. е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле.

3вопрос. Одной из важных функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Среди них процессы в области:

производственных отношений;

науки и техники;

образования;

здравоохранения;

литературы, искусства, моды;

строительства;

освоения космоса;

международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью, изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще.

В 1968 г. был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией - ученые доказали, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Члены клуба приковали к себе внимание всего мирового сообщества, известив, что технической цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, грозит катастрофа из-за проблем, которые создают угрозу существованию человечества. Были сформулированы глобальные проблемы, которые характеризуются: масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом; остротой, требующей незамедлительного решения; комплексностью, связанностью друг с другом.

Глобальные проблемы современности: Духовный кризис Угроза мировой войны Экологическая проблема Демографическая проблема Проблема здравоохранения Истощение природных ресурсов Угроза энергетического кризиса Глобальное изменение климата Сейсмическая активность Неравномерное социально-экономическое развитие государств Падение космических тел на Землю Решение этих проблем предлагают оптимисты и пессимисты.

Пессимисты предлагают:

- установить нулевой рост производства, т.е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.

- отказаться от современной техники, возвратиться к альтернативным технологиям - ремесленному труду, земледелию, основанному на простых орудиях, все большему использованию животных.

- последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.

- изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Все это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Эти предложения исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже недостижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Оптимисты считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблемы предлагаются следующие:

- введение безотходного производства. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.

- разработать и реализовать «экологический императив» - недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей природы.

- необходимо сформировать новую «экологическую нишу» человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы.

Н.Н. Моисеев указывает на два компонента коэволюции человека и биосферы:

а) научно - технологический - эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия);

б) социально - нравственный - переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей.