Основные элементы товарной политики
Классификация товаров промышленного назначения
Классификация потребительских товаров
Классификация товаров
Товары классифицируют по различным признакам. Представляется, что следует остановиться на тех признаках, которые имеют непосредственное отношение к маркетинговой деятельности.
Во-первых, товары принято делить на потребительские (личного пользования) и производственного назначения. Процесс совершения покупок, их мотивы и характер потребления для этих укрупненных групп различен.
Решение о приобретении товаров личного пользования покупатель обычно принимает единолично, в крайнем случае, посовещавшись в семье. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого принимают участие профессионалы, находящиеся на разных административных уровнях.
Следовательно, маркетинговые программы по доведении товаров до потребителей и способы их реализации различны.
Важным с позиций маркетинга признаком характеризующим товары, является степень их долговечности. В зависимости от этого признака различают:
- товары длительного пользования: холодильники, станки, автомобили и т.д.;
- товары краткосрочного пользования продукты питания, косметика, моющие средства и т.д.
Маркетинговые особенности заключаются в следующем.
По товарам краткосрочного пользования при условии, что товар по качеству удовлетворяет покупателя, не требуется значительных усилий для формирования приверженности к марке и организации продажи.
Изделия же длительного пользования, и особенно производственного назначения, требуют больших усилий как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке.
Для потребительских товаров существенным признаком с точки зрения маркетинга являются потребительские привычки.
По этому признаку можно выделить товары повседневного спроса и товары пассивного спроса.
1. Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой (хлеб, молоко, мыло и т.д.).
Из этой группы товаров следует выделить товары импульсивной покупки. Это товары, которые приобретаются без предварительного планирования. К ним необходимо привлекать внимание покупателей - или деликатно предлагать, или располагать на хорошо обозреваемом месте. Очень часто такие товары располагают рядом с расчетным узлом (шоколадные батончики, журналы и т.д.).
2. Товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе покупки, как правило, сравнивает между собой по различным потребительским свойствам (мебель, одежда, радиоаппаратура и т.д.). Товары предварительного выбора целесообразно подразделить на схожие и несхожие, так как при их продаже требуются разные маркетинговые подходы.
Схожие товары - товары, которые покупатель рассматривает, как одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга в значительной мере по цене. При продаже таких товаров продавец должен обосновать цену.
Несхожие товары - товары, резко отличающиеся по своим потребительским свойствам (цвет, фасон, вид и т.д.). При организации продажи этих товаров необходимо иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворить самые разнообразные вкусы, и держать штат хорошо подготовленных продавцов, которые могли бы дать необходимую консультацию.
3. Товары особого спроса - товары с уникальными свойствами или отдельные марочные товары, на приобретение которых покупатель готов затратить дополнительные усилия (автомобили, модные товары и т.д.). Организация продажи этих товаров не требует усилий, необходимо лишь оповестить о месте их продажи.
4. Товары пассивного спроса - товары, о которых покупатель не знает или знает, но не задумывается об их приобретении (энциклопедические словари, страхование жизни). Маркетинговые приемы при организации продажи данных товаров могут быть следующими: реклама и методы личной продажи.
В зависимости от меры участия в производстве и относительной ценности, товары промышленного назначения делят на три группы:
Материалы и детали.
Капитальное имущество.
Вспомогательные материалы.
1. Материалы и детали.
К этой группе относят товары, которые полностью используются в изделии производителя. В свою очередь товары данной группы можно подразделить на две подгруппы:
а) сырье;
б) полуфабрикаты и детали.
Сырьем является сельскохозяйственная продукция (зерно, овощи, хлопок и т.д.) и природные продукты (рыба, лес, сырая нефть и т.д.).
Маркетинговые приемы с целью продажи товаров этой группы могут быть следующими. Продукты сельского хозяйства редко рекламируют и редко стимулируют их сбыт. Однако, время от времени производители проводят пропагандистские кампании за увеличение потребления своих продуктов. При покупке природных продуктов и материальных компонентов особое внимание уделяется цене и надежности поставщика.
При реализации комплектующих изделий основными маркетинговыми приемами являются цена и сервис.
2. Капитальное имущество.
Сюда относят товары, частично присутствующие в готовом изделии. Их обычно делят на две подгруппы:
а) стационарные сооружения;
б) вспомогательное оборудование.
Стационарные сооружения представляют собой строения ( заводы, административные здания и т.д.) и стационарное оборудование (генераторы, подъемники и т.д.).
Маркетинговые мероприятия при организации продажи этой подгруппы: техника личной продажи, создание товаров по спецификациям и оказание послепродажных услуг.
Вспомогательное оборудование включает в себя движимое заводское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики и т.п.) и конторское оборудование.
При закупке вспомогательного оборудования основное внимание уделяется качеству, свойствам и цене товара, а также наличию системы сервиса. Продавец товаров данной подгруппы должен придавать большое значение штату продавцов.
3. Вспомогательные материалы и услуги.
Это объекты, которые вообще не присутствуют в готовом изделии. Вспомогательные материалы бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные масла, писчая бумага и т.д.) и материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки и т.п.).
При закупке вспомогательных материалов основное внимание уделяют цене товара и сервису.
Деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт пишущих машинок и т.п.) и услуги консультативного характера.
Услуги по техническому обслуживанию в основном осуществляются на договорной основе.
Что касается деловых услуг консультационного характера, то покупатель обычно выбирает поставщиков на основе их репутации и квалификации их персонала.
Товарная политика - это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений относительно ассортимента товаров, использования марочных названий, упаковке а услуг.