Тема 7. Читательская направленность, читательская потребность, интерес, установка, мотивы и цели чтения как основные характеристики читательской деятельности
Читательская направленность — система отношение определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, в читательской деятельности.
Основными компонентами являются: мировоззрение, идеалы, ценностные ориентации, убеждения, функции, потребности, мотивы, интересы, чувства, установки. Направленность является одной из подструктур личности читателя. В свою очередь, направленность взаимодействует с подструктурами сознания и деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности влияет на мотивационно-потребностную фазу читательской деятельности.
Трудности понимания теоретических основ психологии чтения обусловлены сложностью взаимопересечений базовых категорий, которые включают понятия, относящиеся одновременно к категориям и сознания, и деятельности, и общения.
Доминирующим компонентом в структуре читательской направленности является потребность в чтении.
Читательская потребность - состояние личности, при котором осознается и переживается нужда в объектах, необходимых для становления, функционирования и развития читательской деятельности и общения в контексте жизнедеятельности личности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения и является источником активности читателя.
Читательская потребность имеет свой предмет - систему разнообразных текстов в широком понимании термина (по виду изданий, по типу литературы, по жанрам, по тематике и т.д.). Читательские потребности приобретают конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами они удовлетворялись. Например, если не изжита хаотичность, разбросанность в чтении, то это будет отражаться в случайном наборе предметов чтения. Они способны воспроизводиться. Их развитие происходит за счет изменения предмета чтения, круга чтения, удовлетворяющих те или иные потребности читателя. С потребностями тесно связаны мотивы чтения.
Мотивы чтения - побуждения к читательской деятельности, определяющие характер удовлетворения читательских потребностей. Поиски путей удовлетворения потребностей становятся внутренними побудителями его деятельности - мотивами. Мотивы можно рассматривать как проявление и отражение потребностей. Нами предложены определения мотивов и мотивации чтения применительно к читательскому развитию.
Мотивы чтения- побуждения к читательскому развитию в целом, к читательской деятельности и межчитательскому общению в частности, определяющие характер удовлетворения многообразных читательских потребностей в процессе всей жизнедеятельности человека.
Мотивация чтения- система внутренних и внешних побуждающих факторов, определяющих читательское развитие социальных субъектов, стимулирующих обращение к различным текстам и литературе на различных носителях, и формирующих круг чтения .
Потребности в чтении практически всегда полимотивированы. Для
чего, что, как и с каким результатом читать - зависит от системы мотивации
чтения и ее критериев. В формировании мотивации могут использоваться
разные критерии, например: аксиологические, креативные, когнитивные,
эмоционально-аффективные, эстетические, гедонистические,
библиотерапевтические, рекреационные и релаксационные, прагматические, рефлексивные, самоактуализирующие.
В изучении мотивов и мотивации чтения применялись разные подходы и методики. Приведем некоторые для иллюстрации проблемы. Применительно к чтению художественной литературы выделены следующие мотивы: интеллектуальные, коммуникативные, познавательные, развлекательные, самоутверждение, стремление к отдыху, ценностно-ориентационные, эмоциональные, эстетические, этические. Кроме этого, определены стимуляторы, интересы и установки, которые также выступают как мотивационные факторы. Потребность читать литературу отраслевой тематики также полимотивирована.
В другом подходе в определении мотивации чтения по отношению к
художественной литературе выделено на основе системы духовных
потребностей К. Обуховского пять групп: художественно-эстетическая;
нравственно-ориентационная; познавательно-интеллектуально-образовательная; развлекательно-компенсаторная; престижная.
В изучении мотивации чтения отраслевой литературы использовалось сочетание двух мотивов: по обязанности и интересу. Ответы читателей шкалировались и ранжировались. Различные уровни мотивации легли в основу построения типологии читателей.
Потребности в читательском развитии связаны не только с мотивами и мотивацией, но и читательскими интересами.
Читательские интересырассматривают как осознанную форму существования потребности, ее конкретизацию. Судят о них по содержанию чтения, по предметам читательской потребности. В библиотековедении по существу читательский интерес отождествляют с кругом чтения. Что читает читатель или что он хочет прочитать, и говорят о читательских интересах (широких или узких, односторонних или разносторонних, ложных или истинных; индивидуальных, групповых или общественных и т. д.). Это не совсем правильно. То, что читатель читает или хочет прочесть, это предмет читательской потребности.
Читательский интерес — связь,которая устанавливается между читателем(субъектом читательской деятельности) и предметом потребности -текстом(объектом читательской деятельности). Эта связь выражает определенное отношение и проявляется по-разному (в форме переживания, увлеченности или устойчивой значимости), что соответствует пониманию читательского интереса - специфического психического явления в сфере читательского развития в виде и процесса, и состояния, и свойства личности. Причем на ранних этапах читательского развития преобладает читательский интерес как процесс и состояние, затем - состояние и свойство личности, и у взрослых читателей в основном как свойство личности. Происходит постепенная стабилизация читательских интересов от неустойчивой, чрезвычайно динамичной формы проявления интереса к устойчивой, достаточно стабильной форме выражения.
Читательский интерес- избирательное отношение читателя к произведениям печати, которое возникает на основе читательских потребностей. Его можно определить как эмоционально-эстетическое и познавательно-коммуникативное отношение личности, которое возникает из эмоционально-эстетическогои познавательно-коммуникативного переживания к определенной литературе, связанной с конкретной областью знаний, с разными сферами жизнедеятельности (учебной, профессиональной, досуговой и т.д.) или к непосредственно мотивированной собственно читательской деятельности и общению.Это отношение переходит при благоприятных условиях в эмоционально-эстетическую и познавательно-коммуникативную направленность личности и определяет читательское бытие как жизненно значимое.
Важное место в структуре читательской направленности личности занимает установка.Например, формирование читательской моды зависит от установки как общепсихологического и социально-психологического явления. Объяснение того, почему читатели именно так, а не иначе действуют в разнообразных читательских ситуациях, воспринимают и оценивают информацию, во многом определяется установкой.