Тема 7. Читательская направленность, читательская потребность, интерес, установка, мотивы и цели чтения как основные характеристики читательской деятельности

Читательская направленность — система отношение определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, об­щении, в читательской деятельности.

Основными компонентами являются: мировоззрение, идеалы, ценностные ориентации, убеждения, функции, потребности, мотивы, интересы, чувства, установки. Направленность является одной из подструктур личности читателя. В свою очередь, направленность взаимодействует с подструктурами сознания и деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности влияет на мотивационно-потребностную фазу читательской деятельности.

Трудности понимания теоретических основ психологии чтения обус­ловлены сложностью взаимопересечений базовых категорий, которые включают понятия, относящиеся одновременно к категориям и сознания, и деятельности, и общения.

Доминирующим компонентом в структуре читательской направлен­ности является потребность в чтении.

Читательская потребность - состояние личности, при котором осоз­нается и переживается нужда в объектах, необходимых для становления, функционирования и развития читательской деятельности и общения в контексте жизнедеятельности личности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения и является источником активности читателя.

Читательская потребность имеет свой предмет - систему разнообразных текстов в широком понимании термина (по виду изданий, по типу литературы, по жанрам, по тематике и т.д.). Читательские потребности приобретают конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами они удовлетворялись. Например, если не изжита хаотичность, раз­бросанность в чтении, то это будет отражаться в случайном наборе предметов чтения. Они способны воспроизводиться. Их развитие происходит за счет из­менения предмета чтения, круга чтения, удовлетворяющих те или иные пот­ребности читателя. С потребностями тесно связаны мотивы чтения.

Мотивы чтения - побуждения к читательской деятельности, опреде­ляющие характер удовлетворения читательских потребностей. Поиски путей удовлетворения потребностей становятся внутренними побудителями его деятельности - мотивами. Мотивы можно рассматривать как проявление и отражение потребностей. Нами предложены определения мотивов и мотивации чтения применительно к читательскому развитию.

Мотивы чтения- побуждения к читательскому развитию в целом, к читательской деятельности и межчитательскому общению в частности, определяющие характер удовлетворения многообразных читательских потребностей в процессе всей жизнедеятельности человека.

Мотивация чтения- система внутренних и внешних побуждающих факторов, определяющих читательское развитие социальных субъектов, стимулирующих обращение к различным текстам и литературе на различных носителях, и формирующих круг чтения .

Потребности в чтении практически всегда полимотивированы. Для
чего, что, как и с каким результатом читать - зависит от системы мотивации
чтения и ее критериев. В формировании мотивации могут использоваться
разные критерии, например: аксиологические, креативные, когнитивные,
эмоционально-аффективные, эстетические, гедонистические,

библиотерапевтические, рекреационные и релаксационные, прагматические, рефлексивные, самоактуализирующие.

В изучении мотивов и мотивации чтения применялись разные подходы и методики. Приведем некоторые для иллюстрации проблемы. При­менительно к чтению художественной литературы выделены следующие мотивы: интеллектуальные, коммуникативные, познавательные, развле­кательные, самоутверждение, стремление к отдыху, ценностно-ориентационные, эмоциональные, эстетические, этические. Кроме этого, определены стимуляторы, интересы и установки, которые также выступают как мотивационные факторы. Потребность читать литературу отраслевой тематики также полимотивирована.

В другом подходе в определении мотивации чтения по отношению к
художественной литературе выделено на основе системы духовных
потребностей К. Обуховского пять групп: художественно-эстетическая;
нравственно-ориентационная; познавательно-интеллектуально-образовательная; развлекательно-компенсаторная; престижная.

В изучении мотивации чтения отраслевой литературы использовалось сочетание двух мотивов: по обязанности и интересу. Ответы читателей шкалировались и ранжировались. Различные уровни мотивации легли в основу построения типологии читателей.

Потребности в читательском развитии связаны не только с мотивами и мотивацией, но и читательскими интересами.

Читательские интересырассматривают как осознанную форму су­ществования потребности, ее конкретизацию. Судят о них по содержанию чтения, по предметам читательской потребности. В библиотековедении по существу читательский интерес отождествляют с кругом чтения. Что читает читатель или что он хочет прочитать, и говорят о читательских интересах (широких или узких, односторонних или разносторонних, ложных или истинных; индивидуальных, групповых или общественных и т. д.). Это не совсем правильно. То, что читатель читает или хочет прочесть, это предмет читательской потребности.

Читательский интерес — связь,которая устанавливается между чита­телем(субъектом читательской деятельности) и предметом потребности -текстом(объектом читательской деятельности). Эта связь выражает оп­ределенное отношение и проявляется по-разному (в форме переживания, увлеченности или устойчивой значимости), что соответствует пониманию читательского интереса - специфического психического явления в сфере читательского развития в виде и процесса, и состояния, и свойства личности. Причем на ранних этапах читательского развития преобладает читательский интерес как процесс и состояние, затем - состояние и свойство личности, и у взрослых читателей в основном как свойство личности. Происходит постепенная стабилизация читательских интересов от неустойчивой, чрезвычайно динамичной формы проявления интереса к устойчивой, достаточно стабильной форме выражения.

Читательский интерес- избирательное отношение читателя к про­изведениям печати, которое возникает на основе читательских потребностей. Его можно определить как эмоционально-эстетическое и познавательно-коммуникативное отношение личности, которое возникает из эмоционально-эстетическогои познавательно-коммуникативного переживания к определенной литературе, связанной с конкретной об­ластью знаний, с разными сферами жизнедеятельности (учебной, про­фессиональной, досуговой и т.д.) или к непосредственно мотивирован­ной собственно читательской деятельности и общению.Это отношение переходит при благоприятных условиях в эмоционально-эстетическую и познавательно-коммуникативную направленность личности и определяет читательское бытие как жизненно значимое.

Важное место в структуре читательской направленности личности за­нимает установка.Например, формирование читательской моды зависит от установки как общепсихологического и социально-психологического явления. Объяснение того, почему читатели именно так, а не иначе дейс­твуют в разнообразных читательских ситуациях, воспринимают и оценивают информацию, во многом определяется установкой.