Тема 4. Изучение детского чтения в Беларуси
Века
Начиная с хрущевской «оттепели», флагманом социологических исследований становится Государственная библиотека СССР им. В.И. Легаша. Она являлась методологическим, научно методическим и организационным центром таких исследований как:
• «Книга и чтение в жизни небольших городов».
• «Книга и чтение в жизни советского села».
Впервые объектом изучения были: дети, подростки, юношество, взрослые, число которых определялось по репрезентативной выборке. Основные задачи исследования:
1. Выявить какие факторы активнее всего влияют на запросы ребенка в области книги и чтения; как они формируют мотивы спроса на книгу и читательские интересы детей; как влияют на содержание чтения, на критерии оценки книги.
2. Проследить взаимодействие факторов, формирующих систем}" оценок, и отношение детей разного возраста к книге и чтению.
Чтение детей и подростков изучалось в школах и по месту жительства. Каждый возрастной период детства и отрочества как этап развития личности характеризуется своими социально-психофизиологическими особенностями, и это определяет качественно иное отношение к книге и чтению в каждом возрасте. Исследование охватывало все периоды школьного детства и отрочества с того времени, когда ребенок овладевает техникой чтения и начинает самостоятельно читать. Выделялись следующие возрастные группы: 8-9, 10-11, 12-13, 14 лет.
С конца 1920-х гг. в России не было ни одного исследования, которое достаточно убедительно раскрывало бы содержание чтения и направленность читательских запросов детей разного возраста и пола. Поэтому наряду с мотивами обращения к книге и критериями её оценки, исследователям ГБЛ важно было рассмотреть содержание чтение в динамике читательских интересов, как соотносятся в них художественная и научно-познавательная литература.
Продолжая традиции Института детского чтения, авторы программы исследования «Книга и чтение в жизни небольших городов» включили в работу анализ влияния на читательский облик ребенка факторов ближайшей социальной среды, каналов межличностного общения. Сделана, первая попытка проанализировать сравнительное использование детьми разного возраста различных источников информации о книге, в том числе аудиовизуальных.
Все исследование разбивалось на несколько комплексных тем:
1. Место книги и чтения в ряду других средств информации, фиксирующих духовные запросы детей в небольшом городе.
2. Среда сверстников как один из основных факторов, формирующих отношение детей к книге и чтению.
3. Роль семьи в формировании читательских запросов детей, их отношение к книге и чтению.
4. Характер читательских запросов и содержание чтения детей и подростков в небольшом городе.
5. Состояние системы обслуживания детей книгой и периодическими изданиями в городе. Место библиотеки в этой системе.
Основные методы сбора информации:
• Система опросов включала интервью в классных коллективах, моментальный опрос на темы: «Согласишься ли ты ходить в кино, слушать радио, смотреть телевизор и совсем не читать книг?». Анкетные опросы проводились на двух уровнях, охватывая ребят 8-10 и 11-14 лет. Они были посвящены проблемам выяснения роли межличностной информации о литературе и взаимодействию читательских и кинозрительских интересов на примере экранизаций произведений детской литературы. Кроме того, проводился опрос-интервью родителей учащихся.
• Метод эксперимента включал в себя организацию передач по телевидению, радио о книгах с последующим опросом; прокат фильмов-экранизаций на детских сеансах в кинотеатре города с последующим обсуждением книги и фильма в кассах; организацию чтения определенных книг с передачей их от ученика к ученику (Книга-самоход).
• Метод анализа документации подразумевал изучение читательских формуляров, отзывов на прочитанные книги, протоколов бесед и обсуждений литературы, плановой и отчетной педагогической и библиотечной документации.
Одной из существенных проблем разработки методики явилось сочетание методов изучения чтения детей и методов изучения отношения к их чтению со стороны взрослых и пр.
Одной из интересных проблем, впервые поднятых исследование «Книга и чтение в жизни советского села», явилась проблема читательской атмосферы в семье. Детальное рассмотрение общения детей различного возраста с взрослыми в семье позволило представить динамику читательского взаимоотношения поколений.
В сельских библиотеках лидерство подростка проявлялось в том, что занятые работой взрослые доверяли ему выбор книг для них. Что дети выступают своеобразными руководителями чтения взрослых, замечено было еще в дореволюционными исследователями.
Результаты исследований «Книга и чтение в жизни советского села» явились стартовой площадкой для дальнейшей работы в стране по изучению читателя-ребенка и подростка.
Детство и отрочество - это такие периоды в жизни человека, когда читательские интересы и предпочтения только формируются. Малыши любят сказки и книжки о природе, стихи детских поэтов. Выбор подростков весьма разнообразен: приключения, детективы, фантастика, литература по интересам.
В 1990-е годы, после развала СССР, головной организацией изучения чтения детей и подростков становится Российская государственная детская библиотека. С 1995 г. РГДБ начала создавать базу данных по научно-исследовательской работе детских библиотек России. Цель этой работы - возможность оперативно получать информацию о проблематике, методиках, результатах проведенных исследований в области детского чтения и подростков.
Включенные в базу материалы отражают основные направления региональных исследований: изучение информационных потребностей юных пользователей библиотек, потребностей руководителей детского чтения -родителей, учителей, воспитателей; изучение самой детской библиотеки и ее возможностей улучшить обслуживание читателей.
К работе привлекаются специалисты - психологи, социологи, преподаватели библиотечных вузов. Региональные исследования начала 1990-х годов со своей очевидностью говорят о падении престижа чтения. Среди причин снижения рейтинга чтения исследователи выделяют четыре основных:
1) ухудшение общей ситуации развития детства;
2) ухудшение материального положения большинства семей;
3) трудности школы и реформы образования;
4) плохое комплектование библиотек.
Российская государственная библиотека разработала проект международного сравнительного социологического исследования «Что читают дети мира в конце XX столетия», который поддержали национальные секции Международного совета по детской книге под эгидой ЮНЕСКО, Международная ассоциация чтения, совет по детской книге США, международный журнал по детской литературе IBBY «Букберд» и другие организации.
Инициатором этого международного проекта и главным разработчиком программы выступила ведущий научный сотрудник РГБ Ю.В. Просалкова. Начало исследования относится к 1994 г., практическое завершение - к 1997 г. Данная работа представляет собой первое сравнительное международное исследование, проводившееся на постсоветской территории, участниками которого выступили библиотечные специалисты России, стран" СНГ и дальнего зарубежья. На него откликнулись 18 государств мира, в том числе США, Англия, Индия, Нидерланды, Франция, Бразилия.
Исследователи ставили перед собой цель: освободившись от идеологических догм, обогатить существующий банк данных знаниями о
том, что представляет собой реальная структура чтения современных детей и
подростков. Появилась возможность в связи с демократизацией жизни
населения бывшего СССР рассмотреть эту структуру как разомкнутую,
открытую систему, осуществить объединёнными усилиями социофотографию чтения подрастающих поколений, проанализировать его под углом зрения следующих характеристик: содержание духовных потребностей читателя 6-14 лет, общее и особенное, постоянное и переменное в них; интересы детей, связанные с книгой, потреблением традиционной печатной культуры. Целью исследования было также изучение той или книжной структуры, которую взрослое сообщество предоставляет детям и подросткам, и той, которую дети «поглощают» сообразно своим желаниям, нуждам, общественным и сугубо личным потребностям.(Васильев) Исследование предполагалось многоэтапным: от разработки основной документации и формирования региональных рабочих коллективов до подготовки экспертами международной координационной группы итогового научного отчёта, проведения международной конференции по теме исследования, публикации сборника научных трудов и монографий на русском и английском языках.
Однако эта программа по независящим от организаторов исследования обстоятельствам не была полностью выполнена. В XX в. литература, детская и отроческая, перестала быть достоянием лишь тех стран, где её корни уходят в прошлые века.
В России и странах СНГ - участниках исследования эмпирический материал собирался на основании анкетного опроса в библиотеках и школах, библиотечного учета спроса и анализа читательских формуляров. Использовалась также анкета в детских садах. Опросом было охвачено около 12 тыс. респондентов. Наивысший процент опрошенных пришелся на детей 12-13 лет (53,8%).
Как показывают исследования, читатели 6-12 лет - наиболее активная группа потребителей собственно детской литературы и литературы, вошедшей в детское чтение. В представлениях читателей-детей литература разделяется на желаемую для чтения и нормативную, связанную с овладением школьными знаниями.
Так, согласно наблюдениям, самый активный юный читатель за год прочитывает не более 33 книг, (речь идёт не об учебном использовании литературы, а о чтении). Эти наблюдения подтверждает и библиотечная статистика России. Самая оптимистическая цифра читаемости детей, по наблюдениям, колеблется от 26 до 33 книг в год. Причем число прочитываемых книг к 14 годам уменьшается.
В содержании чтения превалирует художественная литература, составившая 79%, затем 21% научно-познавательная литература. И по анкетному опросу, и по анализу читательских формуляров в библиотеках, в чтении художественной литературы преобладали иностранные авторы. В определенной степени это объясняется тем, что именно классика мировой
литературы составляет ядро интересующих детей жанров - авторской сказки, приключений, фэнтэзи, детского детектива.
Из научно-познавательной большую популярность, как и в прошлые годы, имела литература о природе. Но самый высокий процент приходился на жизнеописания выдающихся людей (30,4%) и исторические книги (20,6%). Этот взлет интересов можно объяснить возвращением в историю несправедливо забытых имен и раскрытием тайн советской эпохи.
Исследование показало высокую степень детской самостоятельности при выборе книг «для себя» (72%). Опросы детской читательской аудитории в России отчетливо показывали высокий рейтинг популярности писателей произведения, которых получили телевизионное воплощение.
Забота государства, общества о распространении литературы для детей, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последние десятилетия вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи. Несмотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, её образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся и развивающуюся личность юного читателя неоспоримо. Книга использовалась, используется, и будет использоваться в педагогической практике.
Тема 3. Зарубежный опыт изучения и поддержки детского чтения.
Сегодня одним из ключевых ресурсов для национального развития, успешной конкуренции на мировом рынке становится уровень культуры и образования населения. Именно поэтому развитые страны Запада на протяжении последних десятилетий так волнуют проблемы грамотности -функциональной (вторичной), технологической, визуальной, компьютерной, информационной и другой. Понятие грамотности сегодня год от года расширяется, включая в себя все новые составляющие. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Между тем, главным звеном в этом новом подходе по-прежнему остается чтение, которое становится, по выражению американских специалистов, ключом к веку информации. Чтению придается сегодня огромное значение в большинстве западных стран.
Начиная с середины века, но особенно в 1980-е годы в западных странах прошел процесс осознания феномена функциональной (вторичной) неграмотности, который иногда называется "кризисом чтения". Проявление этого феномена - частичная или полная утрата значительными группами населения навыков чтения, низкий уровень восприятия прочитанного -приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий. Поэтому проблеме чтения уделяется неослабное внимание.
Раньше мы уже говорили о том, что ситуация в Беларуси и России во многом сходна с той ситуацией, которая была во многих западных странах, и что у нас сегодня развиваются сходные тенденции и идут сходные процессы. Именно поэтому опыт западных стран, который был наработан в два предыдущие десятилетия, имеет для нас большую ценность. В мировой практике наработан также обширный опыт по решению проблем так называемого "кризиса чтения". Этот опыт очень велик, и, хотя проблемы во многом были сходными, каждая страна решала их согласно своим задачам и возможностям.
Различные меры по "защите чтения", стимуляции чтения, "терапии чтения" проводились во многих странах. В некоторых развитых странах в 1980-1990 гг. развивалось такое направление, как формирование и реализация "политики в области чтения". Не претендуя на всесторонний анализ, рассмотрим, как в разных странах Запада осуществляются подходы к осуществлению этой политики. При этом мы сделаем акцент на поддержке детского чтения.
В качестве примера страны, где осуществляется мощная национальная политика в области чтения, может служить Франция. Решение проблем чтения с периода 1980-1990-х гг. стало одной из приоритетных задач в политике Министерства культуры и с тех пор получило широкое общественное звучание. Специально созданное Управление по делам книги и чтения сформировало комплексную программу с учетом всего "пути книги" от момента создания автором и оказания ему в этом поддержки до предложения читателям. После ряда принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые библиотеки, улучшено положение публичных библиотек, освоены "новые территории" для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки (прежде всего - функционально неграмотных и "слабых читателей"). В 1980-1990-е гг. развивались партнерские межминистерские соглашения (между министерствами культуры, юстиции, обороны, сельского хозяйства и др.), которые позволили проводить единую политику в общей борьбе с функциональной неграмотностью, расширить возможности финансирования. Катрин Куно в своей книге "Чтение во Франции" описывает, как здесь осуществлялась национальная политика в области чтения, какие меры принимались для объединения действий всех ее участников. На официальном уровне эта политика способствовала сближению и достижению взаимопонимания между представителями разных профессий, например, между преподавателями, работниками социальных служб и библиотекарями, содействовала их более тесной кооперации, позволила организовать общие подготовительные курсы [1; С.5].
В связи с законом о децентрализации политика чтения стала осуществляться при координации усилий с органами местного самоуправления (областей, департаментов, городов). В основные задачи Министерства культуры включена координация культурной политики, направленной на достижение равномерного уровня развития областей страны. В каждой из областей Франции функционирует Областное управление по делам культуры, в котором работает советник по вопросам книги и чтения. Для поддержки деятельности в области чтения на местах Министерство культуры заключает с местными органами управления соглашения о культурном развитии. В начале 1990-х гг. ряд областей, городов, департаментов заключили с Министерством культуры подобные соглашения, позволившие им претворить в жизнь новаторские проекты. Было создано такое новое понятие как "город-чтение", которое отражает стремление решить сложные задачи путем реализации крупномасштабного проекта, объединяющего все силы города независимо от их социальной принадлежности. Вначале реализации этого проекта профессионалы проводят "диагностику чтения". Затем согласно их рекомендациям создаются новые библиотечные филиалы, осваиваются "новые территории" для организации чтения, проводятся культурно-массовые мероприятия с широким привлечением библиотек, школ, ассоциаций, представителей частных издательств и книжных магазинов; организуются праздники книги, салоны, выставки и проч.
С 1989 года во Франции стал очень популярным новый для этой страны "Праздник чтения". По выражению Катрин Куно, "Праздник чтения" - это "тысячи осуществленных идей по всей Франции, от крупных областных центров до маленьких коммун". В кампаниях последних лет стали проводить специальный конкурс, целью которого стало ежегодно награждать города, которые в своей культурной программе особое внимание уделяют чтению (так, например, в одном из таких конкурсов "Выиграем борьбу за чтение" участвовали 5 городов).
Другой вариант организации национальной политики в области чтения осуществляется в США. Работа по ликвидации функциональной неграмотности интенсивно ведется в США с 1985 года, и носит долгосрочный и планомерный характер. Здесь политика в области чтения осуществляется целенаправленно с помощью Центра Книги (основанного еще в 1977 г.). Центр Книги имеет полномочия правительственного агентства и является частью Библиотеки Конгресса. Он выступает в качестве катализатора пропаганды книги, чтения и библиотек на национальном и международном уровне. Центр Книги является примером успешного общественно-частного партнерства. Он осуществляет образовательную программу Библиотеки Конгресса, нацеленную на продвижение книги, чтения и библиотек через три партнерские сети в США, которые включают: 46 филиалов - центров в штатах и Округе Колумбия, 90 национальных образовательных, библиотечных и гражданских организаций, более дюжины академических и исследовательских учреждений.
Ежегодно Центр Книги предлагает общенациональные темы, которые используются для пропаганды книги, чтения и библиотек по всей стране. Примеры отдельных программ Центра: "Год юного читателя" (1989), "Больше читайте об этом" (1990), "Любовь к чтению на всю жизнь" (1991), "Чтение открывает новые миры" (1992), "Сформируй свое будущее - читай" (1995-1996), "Строя нацию читателей" (1997-2000). Последний проект, который развивает Центр Книги (2001-2003), ставил своей целью более подробно ознакомить граждан Америки с ее историей, и тема его звучала так: "Рассказывая историю Америки" (или "Истории, которые связывают людей с миром книг и чтения").Центром Книги разрабатывается множество предложений - идей для участников разных категорий - индивидуальных читателей, семей, школ, библиотек, профсоюзов, корпораций, общественных организаций и "всех тех, кто верит, что для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в Нацию Читателей".
Центр Книги инициировал создание национальной сети центров книги в 46 штатах, многие из которых которые работают как его филиалы. Каждый центр - добровольное объединение, действующее в рамках штата. Его задача - пропаганда книг, чтения, интеллектуального и литературного наследия штата (например, создание "литературной карты" штата, где отмечается место проживания какого-либо писателя или место написания его книги). Центры книги базируются на базе крупных библиотек, при Гуманитарных советах или университетах. Центры книги штатов планируют и финансируют свои проекты, опираясь на помощь книжного сообщества штата, авторов, известных граждан и общественных деятелей, выступающих в качестве почетных советников. Совместно с Центром Книги Библиотеки Конгресса они проводят передвижные выставки, издают разнообразные издания, организуют симпозиумы по поддержке чтения, обучение библиотечному делу, чтение лекций и др.
Большое внимание в стране уделяется поддержке чтения детей и юношества. По инициативе Библиотеки Конгресса США 1989 год был объявлен в США "Годом юного читателя". Организаторы привлекли к участию семьи, школы, библиотеки, деловые круги, телевидение, издательства, периодические издания, политиков и представителей культуры. В этой национальной кампании приняли деятельное участие Американская библиотечная ассоциация, Ассоциация книготорговцев детской литературой, Международная ассоциация чтения, Совет по книгам для детей, телевизионные компании, ряд крупных издательств и многие другие американские организации. Разработка и реализация программ на местах осуществлялась в тесном сотрудничестве с Центрами книги в штатах, библиотеками, школами, общественностью. В 1996 г. национальная программа Центра - проект "Читай - пиши - сейчас", совместно с Департаментом образования США, Американской библиотечной ассоциацией и рядом компаний, была специально рассчитана на учащихся начальной школы.
Поскольку одним из основных факторов, оказывающих сильное влияние на чтение детей, является уровень образования взрослых (родителей, библиотекарей, учителей), то в США с 1989 г. реализуются специальные программы по развитию читательских навыков детей и родителей с низким уровнем образования. Для их организации и проведения был создан Фонд семейной грамотности.
Массовая пропаганда книги и чтения осуществляется в Нидерландах. Здесь интенсивно работают несколько организаций: Фонд массовой пропаганды голландских книг (ныне - Фонд чтения), который частично субсидируется Министерством благосостояния, здравоохранения и культуры). Ежегодно в марте им организуется Неделя книги, когда всеми средствами внимание жителей страны привлекается к голландской литературе, конкурс на самую популярную книгу года, конкурс на самую красивую книгу и др. В июне проводится Неделя детективов и триллеров.
В октябре проводится Неделя детской книги. Перед началом Фонд награждает лауреатов - писателей и художников - создателей детских книг премиями "Золотого" и "Серебряного" грифелей. Чтобы привлечь внимание читательской аудитории к возможно большему числу новинок детской литературы, в список книг-лауреатов включаются еще три названия из признанных лучшими детским жюри (состоит из 25 тысяч детей).
Другой организацией, играющей большую роль в пропаганде детской книги, является Центр информации и документации в области детской литературы под эгидой службы "Молодежь и книга" в Нидерландском центре
библиотек и чтения. Центр готовит материалы для Недели детской книги (рекламные плакаты, афиши, списки авторов - лауреатов премий в области детской литературы), издаёт для родителей и учителей специальные справочники с аннотациями на новинки детской литературы года. Особыми пометками в этих списках снабжены книги, предназначенные для детей, испытывающих трудности в чтении.
Еще одна организация специально занимается проблемами чтения взрослых - это Нидерландский центр библиотек и чтения. Центр курирует работу библиотек, разрабатывает новые методы и средства, связанные с обучением пользованию библиотекой, пропагандой чтения, ведя работу по образованию взрослых на национальном уровне.
Германия. К сожалению, за последние годы библиотечное обслуживание детей в этой стране понесло тяжелые потери: был ликвидирован основной методический центр - знаменитый Немецкий институт, закрылись некоторые библиотеки.
Однако, после вступления в Евросоюз в Германии принята единая международная стандартизированная процедура изменения качества знаний 7-15-летних учащихся - PISA. Все школьники в странах участницах подверглись единому анкетированию. Исследования проводились школьными и детскими библиотеками.
Первым подвергся анкетированию показатель «навыки чтения», что подчеркивает его особую значимость, поскольку чтение рассматривается как универсальная «культурная техника» - знание, без которого невозможно полноценное участие в культурной жизни и социальной.
По итогам общего анкетирования оказалось, что почти четверть учащихся Германии не достигла минимального уровня, и это значительно ниже показателей в других странах.
Более того, тестирование показало, что почти 40% учащихся (в основном мальчики) вообще не читают и что социальная группа, в которой растет ребенок, оказывает решающее влияние на шансы этого ребенка в его дальнейшем образовании.
Пока переживало и осмысливало неожиданное открытие, библиотекари поспешили предложить свои программы выхода из кризиса. Ведь именно в их учреждениях накоплен, увы, пока мало востребованный опыт. В объединении усилий заинтересованных сторон - семьи, школы, библиотеки, учреждению культуры и социальные службы. Поэтому сегодня в Германии реализуются различные программы и акции, которые осуществляют немецкие детские библиотеки в её стране.
Например, кроме индивидуальных посетителей, детская библиотека города Шпандау ежедневно принимает группы школьников, устраивая для них «библиотечные уроки» организуя чтение в слух, беседы о прочитанном и т.д. Участвуют все желающие, начиная с детсадовского возраста и до старших школьников.
Четыре раза в год, библиотека открыта ночью. Поначалу приглашались группы детей приходить и просто читать по ночам. Причем не что попало и не только читать, а обсуждать какую-то тему: сказочная фантастика, книги о путешествиях, книги о любви. Это стало очень популярно. Теперь в библиотеке устраиваются еще и «Виртуальные чтения». Для этого объединяются усилия нескольких учреждений города, чтобы дети, собравшись ночью в библиотеках разных районов Берлина, могли обсудить прочитанное, сыграть в увлекательную интерактивную литературную игру.
С наступлением летних каникул деятельность детской библиотеки не только не затухает, а наоборот - вслед за природой «расцветает пышным цветом». Вот уже три года устраиваются удивительные «Библиотечные путешествия». По договору с берлинским метро библиотеки организуют специальные часовые поездки, во время которых детям читают книги, перед ними выступают актеры и музыканты, проводятся разнообразные игры и конкурсы. Первый маршрут был посвящен сказкам о Берлине, затем русские сказки, а в следующий раз готовится программа по греческим мифам.
«Все гениальное просто». Именно это можно сказать о программе «Чтение в парке». Собираются дети, отбираются интересные книги для чтения, все запасаются ковриками и одеялами побольше - и в парк, на травку.
Пожалуй, наиболее эффективными в деле пропаганды чтения оказываются самые простые программы. Коврик, книга, хорошее настроение, - и каждому ясно: читать - здорово!
В Германии был образован Немецкий Фонд чтения, который проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения. Глава фонда Клаус Ринг подчеркивает, что одна из основных целей Фонда - внедрять в сознание широкой общественности мысль, что чтение и письмо сохраняется и в мире разносторонних средств информации как основополагающие инструменты культуры. Фондом уже разработан ряд проектов, рассчитанных на различные группы детей и юношества. Совместно с Федеральным министерством по делам семьи недавно был осуществлен проект "Чтение -дело семейное". В реализации проектов, связанных с чтением детей, важнейшими союзниками и партнерами Фонда являются учителя, воспитатели, библиотекари, пресса и электронные СМИ.
В Великобритании в последние десятилетия особое беспокойство вызывал уровень навыков чтения школьников (согласно исследованиям, их читательские навыки оказывались ниже, чем у их сверстников в других европейских странах). Поэтому правительство в 1998-1999 гг. выступило инициатором двух крупных проектов: Национальная стратегия в области грамотности и Национальный год чтения. Целью этих широкомасштабных проектов является развитие навыков чтения у школьников, а также стремление "заинтересовать чтением всех членов общества, максимально расширив круг чтения и его объем", организовать сотрудничество издательств, библиотек, школ, чтобы способствовать развитию в обществе привычки к чтению. Для поддержки творцов детских книг (писателей и иллюстраторов) была также учреждена награда и почетное звание "Детского лауреата". Результатом реализации этой национальной стратегии стало повышение уровня читательской грамотности школьников.
Латвия.Детские жюри, оценивающие новые книги, существуют в разных странах - Австралии, США, Канаде. А первыми эту работу начали голландцы, их интересный опыт переняли соседи - скандинавы.
Ситуация в библиотеках Латвии непростая. По статистике 33,5% читатели - дети до 16 лет. Каждая библиотека старается придумать для малышей и подростков особые программы, которые привлекали бы их сюда, приучали к чтению. Поэтому в Центре детской книги родилась идея объединить разрозненные усилия и создать единую национальную программу.
Каждая библиотека должна была провести локальное исследование, чтобы выявить, как обстоит дело с чтением в той или иной библиотеке. Основным методом сбора необходимой информации был анализ читательских формуляров.
Идея его проста - в библиотеки, заявившие о своем желании участвовать в этом проекте, направляется комплект книг, которые предлагается прочитать, обсудить и оценить. Каждая библиотека определяет своих претендентов на приз читательских симпатий и направляет результаты в главный штаб - Национальную библиотеку. Таи анализируют полученные сведения и подводят итоги.
В 2001 году в конкурсе участвовали только две библиотеки - Центр детской книги при Национальной библиотеке Латвии и небольшое учреждение приморского городка Ройа.
В 2002 году проект получил государственную поддержку, и в нем участвовали 245 библиотек. Было отобрано 28 книг, комплекты которых были направлены во все библиотеки.
Все книги были распределены по четырем возрастным категориям: 6-8, 9-10, 11-13, 14-16 лет. По желанию участник конкурса мог выбрать литературное произведение и из более старшей категории. Каждой возрастной группе предлагалось семь изданий, причём не только отечественных авторов, но и зарубежных.
Организаторы конкурса стремились не просто отметить самые популярные детские книги, но и понять причины детских пристрастий. Что нравится, а что нет? Почему?
По прочтении каждой книги маленькому эксперту предлагалось заполнить небольшую анкету, чтобы понять, как он относится к той или иной книге и стоит ли её предлагать другим читателям.
Испания.На родине великого Сервантеса любовь к чтению неудержимо уходит в прошлое. Последнее социологическое исследование показало, что практически половина испанцев практически вообще не берет книгу в руки, хотя полиграфическая промышленность обеспечивает самые изысканные запросы граждан.
Два года назад 42% населения вообще не прочла ни одной книги, то за прошлый год эта цифра выросла уже до 46%. Остальные 54% испанцев в возрасте от четырнадцати лет, как свидетельствует статистика, читают книги по меньшей мере раз в три месяца. На самом деле 36% испанцев читают книги как минимум раз в неделю. Кто же они эти заядлые читатели?
Главным образом молодёжь, которая получает высшее и среднее образование и, естественно, без книг прожить просто не может. Среди любителей чтения девушек больше, чем молодых людей (соответственно 57% и 53%>). Ребята крупных городов читают больше, чем те которые живут в провинции.
Каждое лето в библиотеках Мадрида выбирают десять книг 9-13 лет, которые предлагаются им для прочтения. Каждого названия в библиотеке 50 экземпляров. Приходи, выбирай, а вернёшь прочитанную книгу - получай приз. За первые две - по мороженному, за третью - футболка, а кто прочел четыре и больше - становятся членом Читательского клуба, экспертами по чтению.
Но соревнование есть соревнование. Каким образом можно проверить, прочел ребенок книгу или нет? Чтобы избежать унизительных допросов, детям предлагают, как дополнительное задание разгадать несложную загадку, которая связана с содержанием книги. Увлекательно и не обидно!
Ввиду большой значимости проблем распространения чтения к их решению все интенсивнее подключаются также различные мощные международные организации: ЮНЕСКО, ИФЛА, Международная ассоциация чтения и др.
ЮНЕСКО несколько десятилетий занимается проблемами грамотности, образования, культуры. По инициативе ЮНЕСКО 1990 год был провозглашен Ассамблеей ООН Международным годом грамотности, и его отмечали во многих странах мира. Также по предложению ЮНЕСКО, с 1996 года 23 апреля предлагается считать Всемирным днем книги и авторского права.
На конференции министров стран - членов Совета Европы, ответственных за культуру, которая прошла в 1992 г. в Париже, был принят ряд специальных программ, целью которых было повысить возможности лучшего взаимопознания культур и европейских ценностей посредством печатного слова. Опыт по решению проблемы поддержки чтения таких стран как Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, был рекомендован всем европейским странам. Среди рекомендаций также были:
• обеспечение приоритета печатных материалов среди других учебных материалов;
• специальная подготовка и обучение преподавателей чтения;
• поддержка библиотек;
• обеспечение большей доступности издательской продукции.
С 1995 г. Совет Европы начал осуществлять в этой области целый ряд программ и проектов. Конференция "Сотрудничество в книжном секторе" сконцентрировала свои усилия на вопросах поддержки книжного рынка, определении разнообразных путей для реформирования в Европе системы книгоиздания с тем, чтобы книги большого культурного потенциала всегда имелись на рынке, чтобы они публиковались и переводились.
Большую роль в изучении процессов чтения, популяризации и информировании общественности и властных структур о проблемах чтения, организации различных программ поддержки чтения играет Международная ассоциация чтения (International Reading Association, IRA). Эта мощная организация объединяет усилия многих специалистов - исследователей, педагогов, библиотекарей и других в поиске новых подходов, разработке методов, популяризации лучшего мирового опыта по поддержке чтения.
Поскольку во многих странах читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по привлечению к чтению переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных.
В некоторых странах она становится заботой государства. В других, как правило, такая политика осуществляется при поддержке государства даже в тех случаях, когда ею занимаются общественные и другие организации. Однако изучение мирового опыта показывает, что большая эффективность достигается в тех случаях, когда удается преодолеть ведомственные барьеры и организовать эту политику в национальном масштабе как согласованную и целенаправленную систему мер по решению проблем в области чтения и функциональной грамотности.
Социальные меры поддержки чтения, ликвидация функциональной неграмотности, систематическая работа по формированию у детей культуры чтения, освоение "новых территорий чтения" (т.е. привлечение к чтению тех, кто обычно не берет в руки книгу) не могут быть заботой только энтузиастов и профессионалов - библиотекарей, педагогов и др. Хорошие результаты достигаются именно в тех странах, где развитие у населения читательской культуры осознаётся и реализуется как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.
Мировой опыт по поддержке чтения, особенно по поддержке чтения детей и молодежи, чрезвычайно велик, многообразен и мог бы быть нам очень полезен. Так, сегодня большие усилия в поддержку чтения, и особенно, чтения детей, направляет Германия. В такой благополучной стране, как Швеция, в последние годы государство стало выделять гораздо больше средств на поддержку чтения детей и молодежи, и большое значение уделяется решению проблемы "качества" издаваемой детской литературы. Колумбия создала крупномасштабную общенациональную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков.
Многие страны, где была развита "политика в области чтения"-Франция, Великобритания, Швеция и другие смогли добиться улучшения уровня читательской грамотности детей и молодежи. Так, например, по мнению американских исследователей, результатом общественной и частной поддержки чтения явилось то, что чтение взрослых американцев сейчас находится на уровне, сравнимом с Великобританией и другими развитыми странами, и что этот уровень несколько возрос в последние годы.
Однако даже в тех странах, где нет целостной политики, как правило, осуществляются различные крупномасштабные программы и отдельные мероприятия в этой сфере. Наибольший эффект в этой деятельности достигается, когда разрабатываются специальные межотраслевые программы поддержки чтения, "привлечения к чтению" как детского, так и взрослого населения.
Социально-экономические изменения, происходящие в Беларуси в 90-е годы, стремительное вторжение новых информационных технологий существенно меняют миссию библиотеки в обществе, расширяют и усложняют стоящие перед ней задачи. На этом фоне происходит эволюция социальной роли библиотеки. Возрастает потребность в проведении научных исследований, направления, проблематика и приоритеты которых определяются потребностями общества.
В Беларуси сложилась и действует система учреждений, в функции
которых в большей степени входят научные исследования в области
библиотечного дела. Согласно закону «О библиотечном деле Республики
Беларусь» особое место отведено Национальной библиотеке Беларуси -
главной библиотеке республики, являющейся ведущим учреждение по
прикладным исследованиям в области библиотековедения,
библиографоведения, книговедения и информатики.
Национальная библиотека Беларуси - своеобразная научная лаборатория, занимающаяся широким спектром проблем. В 1974 г. в её структуре был сформирован научно-исследовательский отдел. Через десять лет была образована социологическая служба. Научно-исследовательский отдел библиотековедения стал центром научно-исследовательской деятельности как организующим масштабные межведомственные, так и локальные исследования.
Для молодой белорусской науки - библиотечной социологии представляет несомненную научную ценность республиканское межведомственное исследование «Структура и динамика детского чтения».
Исследование чтения детей, особенно в последнее десятилетие стало почти одним из ведущих в социологии чтения. И это неслучайно, поскольку сегодня активно развиваются новые аудиовизуальные средства информации, которые оказывают значительное влияние на процесс чтения. К сожалению, это влияние имеет разрушительное воздействие и, во-первых, на чтение детей, что волнует всех учителей, родителей, библиотекарей, социологов. Теряется культура чтения, отношений с печатным текстом. Если раньше получить информацию было возможно только через печатное слово, то сегодня это можно сделать уже другими способами. У печатного слова уже появилась альтернатива в виде экрана. Начала формироваться новая культура потребления информации - экранная. Литература стала сходить с первого места, которое она традиционно занимала. Это, в свою очередь привело к проблеме кризиса детского чтения, что существует во всем мире, носит глобальный характер и не имеет границ.
Исследование «Структура и динамика детского чтения в Республике Беларусь» было вызвано именно такой тревожной тенденцией в чтении детей, а также некоторыми другими факторами. Одна из них отсутствие в библиотечной социологии реализованного проекта по библиотечному чтению детей, исследования, объектом которого было бы все детское население республики. Хотя нельзя не напомнить, что социологическими службами не библиотечных учреждений уже исследовались отдельные группы детей-школьников и их отношение к белорусской литературе. Так, в 1989 г. были опубликованы итоги исследования, которое проводила Национальная книжная палата - Кротюк А.И., Иванова Т.Г. «Книга в жизни школьника» (Минск, 1991 год).
Вторым стимулирующим фактором стало в свое время обращение ООН к странам участницам начать активное изучение чтения детей под девизом «Что читают дети мира».
Научно-исследовательский проект «Структура и динамика детского чтения в РБ» был разработан и реализован Национальной библиотекой в 1994-1997 гг. с участием Белорусского государственного университета культуры и искусств на этапе сбора информации.
Интерес для социологов-учёных представляет модель выборки. Она носила экспериментальный характер и применялась впервые. Выборка построена так, что позволила включить в анкетный опрос пропорционально сбалансированное количество респондентов-детей относительно административно-территориальному делению и подчинению. В выборочную совокупность было включено 30 библиотек, 5 школ с 23 населенных пунктов, в том числе 9-ти сельских. Проанкетировано было 1950 детей-читателей и 1395 детей-школьников (27% - минчане, 17,1% - областные центры и 11% -сельские). Именно такое соотношение количества детей-читателей обеспечили репрезентативность итогов исследования.
В ходе исследования была получена картина структуры свободного времени детей и определено место чтения в нем. По всему массиву в целом первое место принадлежит чтению, 74% детей в свободное время читают, но если рассматривать по массивам, то на первое место выходят другие виды деятельности. По возрасту наиболее активными читателями являются дети 4-5 классов. Интересно, что дети отдают предпочтение чтению не только в режиме реального времени, но и при условии наличии свободного времени. С предложенных 18-ти жанров литературы большинство детей выбрало приключения, на второе место вышла фантастика, на третье - сказки.
• описательное;
• аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи.»Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от20 до 100 человек.
Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследовании возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Главное ^ назначение такого исследования - поиск причинно-следственных связей.
Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
Исследование должно быть спланировано от начала и до конца, а все этапы и исследовательские процедуры связаны в единое целое.
Программаисследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
'Для подготовки программы исследований в библиотеке, которая не имеет своего исследовательского подразделения, создается рабочая группа -временный творческий коллектив.
Программа социологического исследования должна включать относительно подробное и завершенное изложение его этапов.
• Этапы социологического исследования: Методологическая часть: формулировка проблемы;
• выбор объекта и предмета исследования;
• определение целей и задач исследования;
• уточнение (интерпретация) основных терминов;
• выделение гипотез;
• выбор метода сбора первичной информации. Процедурная часть:
• рабочий план исследования;
• сбор информации;
• подготовка данных для обработки. Обработка и анализ социологической информации:
• обработка данных;
• подготовка полученного материала для анализа;
• анализ материала и написание отчета.
Таким образом, программа - это главный методологический документ всей работы, который включает ее теоретическое обоснование, определение целей, задач и методических приемов достижения цели, содействие логической организации всего и'сследования.(нбб)
^Первый шаг, с которого начинается составление программы, - это определение проблемы исследования. Поставленную жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой.
Проблема исследования может быть предложена администрацией библиотеки или обусловлена познавательным интересом, стремлением коллектива библиотеки узнать о том, какие изменения в обществе влияют на читательское поведение абонентов, на посещение библиотек и т.д.
Цельсоциологического исследования, определение его J преобладающей ориентации в решении теоретических и практических задач. Например, цель исследования может быть сформулирована таким образом: «раскрытие роли библиотек в сбережении и передаче духовных ценностей социологическими средствами» или «определение основных типов читательского поведения в зависимости от социально-демографических, этнокультурных и других ориентации».
Задачиможно определить как конкретизацию поставленной цели.
Следующий шаг в разработке программы исследования - это определение объекта и предмета. Объектомсоциологического исследования является то, на что направленно само исследование, предмет- это наиболее значительные стороны или свойства объекта, которые подлежат изучению в ходе исследования и поддаются измерению.
Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.
Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.
В исследованиях, которые проводятся в библиотеках, объектом обычно является читательская аудитория, а предметом - параметры читательского поведения групп пользователей.
Если сформулирована научная проблема исследования, определены его цели и задачи, его объект и предмет, можно приступать к формулировке гипотез.
Гипотезы - это такие мнения или утверждения, которые используются для предыдущего разъяснения характера или причин социального явления, которое изучается. Если исследователь целенаправленно пробует предвидеть причины, которые вызвали проблему, он формулирует свое мнение в виде гипотезы. Формулировка гипотез, особенно в случаях, когда проблема обусловлена несколькими причинами одновременно, может увеличить оперативность исследования, показать правильный метод сбора социологической информации.
Гипотезы могут быть основные и не основные. Важно, чтобы гипотеза не ограничивала мысль исследования, заранее не предопределяла его итоги. Гипотеза нужно формулировать ясно, лаконично. В ходе исследования гипотезы проверяются, а не доказываются и необязательно утверждаются.
Следующим этапом программы исследования является проблема выбора инструментария и конкретных методов и процедур измерения. Инструментарии - это набор специально разработанных документов, с помощью которых осуществляется сбор эмпирических данных. Инструментарием являются: бланк интервью, анкета, таблица контент-анализа, дневник наблюдений и т.д. Его разработка является одним из самых сложных и ответственных моментов проведения исследования, потому что от того, насколько правильно выбран инструментарий, зависит качество полученных эмпирических данных и, соответственно, достижение целей исследования.
Особенностью социологических исследований является то, что их итоги, как правило, имеют количественное представление, которое точно отражает характер социальных явлений, которые подлежат изучению.
Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском и использованием таких фактов, которые могут быть их количественной (цифровой) характеристикой. К таким фактам относятся предметы, события, процессы, а также акты, оценки и мысли людей. Все факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами. Они позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов.
Всем индикаторам свойственны различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Размещенные в той или иной последовательности по позициям, они составляют шкалу измерений. В социологических исследованиях применяются различные типы шкал, основные:
• номинальная;
• ранговая (порядковая);
• интервальная.
С помощью номинальной шкалы измеряются преимущественно объективные приметы респондентов (пол, семейное положение, род занятий и т.д.).
Ранговая (порядковая) шкала позволяет сделать измерение свойств и примет социальных явлений. Объясняется это тем, что в этом случае сложно найти объективные индикаторы. Поэтому измерение в социологии основано в основном на субъективных индикаторах, которые показывают отношение респондента к чему-нибудь, кому-нибудь. Позиции ранговой шкалы размещаются в строгом порядке от наибольшего - к меньшему и наоборот.
С помощью интервальной шкалы измеряется небольшое количество свойств и примет, в основном это те, значения которых можно передать числом. Такими могут быть: возраст, стаж работы, учёбы, количество взятых книг, число посещений библиотеки и т.д. Позиции в такой шкале размещаются по ровным или неровным интервалам.
Шкала должна максимально точно отражать понятие, отвечать вопросу, иметь соответствующую чувствительность, которая определяется в балах. Чем выше бальность шкалы, тем более точно можно измерять понятие.
Следующая проблема, которая возникает перед исследователем, это поиск первичной социологической информации. Для этого необходимо определить поле исследования. Пример сплошного исследования - перепись населения, выборочного — опрос общественной мысли.
Окончание разработки программы является составление рабочего плана исследования. Он призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными датами, материалами и людскими затратами, необходимыми для достижения окончательных целей исследования. Основными этапами этого плана являются:
• пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных;
• полевое исследование (массовый сбор данных на объекте);
• подготовка первичных данных для обработки;
• обработка данных, их анализ и интерпретация;
• подведение итогов.
Пилотажное исследование. Основная задача - проверка качества подготовки социологического исследования. Достаточно опросить от 50 до 100 человек. В ходе пилотажного исследования уточняются задачи, гипотезы (могут возникать и новые), апробируется методика и отрабатываются методы сбора информации, уточняются формулировки вопросов. Необходимость пилотажного исследования возрастает, когда речь идет об изучении детей, молодежи, читателей, которые недавно пришли в библиотеку. Итоги этого исследования фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выбору и организации сбора информации.
Полевоеисследование обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом предусматривается обеспечение исполнения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль за качеством исходных данных по мере их поступления, организацию системы сохранения первичных данных.
Подготовка данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ.
Обработка данных планируется с учетом средств: вручную, с применение малой механизации или ЭВМ. Итоги исследования оформляются в виде отчета.
Отчет - это соответствующая форма подведения итогов исследования. Включает: описание всех разделов программы исследования, раскрытие использованных теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных. Отчет - самостоятельный итог научной деятельности и нередко публикуется в печати.
В рабочем плане социологического исследования необходимо дать короткую характеристику тех методов сбора социологической информации, которые будут применяться в данном исследовании. Наиболее распространённые: опрос, наблюдение, анализ документов.
Социологические исследования в библиотеке имеют большое значение для перспективного развития этих учреждений культуры, решения их многоликих проблем. Для того, чтобы изменения в работе библиотек имели конструктивный характер и содействовали оптимизации деятельности,
специалистам необходимо знать, чего ждут читатели от библиотек, какой видят её работу, её роль в обществе, а значит - и её будущее. Не менее нужна работникам библиотек знание реальной и потенциальной читательской аудитории, понимание того, для кого работает библиотека, на чьи запросы и требования она должна ориентироваться в своей деятельности. Учет таких факторов поможет сотрудникам библиотеки планировать свою деятельность с учетом потребностей населения, находить резервы, новые интересные и полезные формы работы, доводить до каждого реального и потенциального читателя необходимую именно ему информацию.
Как правило, основной целью социологического исследования может быть выявление недостатков, которые долгое время усложняли работу библиотек или библиотечной отросли. Итоги социологических исследований дополняют данные существующей статистики и дают основание для принятия научно обоснованных управленческих решений.
Обычно исследования в библиотеках проводятся в короткие термины (экспресс - исследования) и касается наиболее актуальных тем и острых вопросов.
■ Основной документ, регламентирующий организацию исследования -это рабочий план. Элементы рабочего плана теоретико-прикладного исследования логично разделить на 4 этапа:
1). Разработка концепции и программы исследования, в ходе которой разрабатывается и опробуется методический инструментарий, требует примерно 30% всего времени.
2). Сбор первичных данных, т.е. опрос, анализ документов, подготовка их для обработки или ввода в компьютер - 20%.
3). Обработка и анализ данных, которые могут включать и подготовку промежуточных отчетов, если такие предусмотрены планом примерно 40% времени. 4). Оформление итогового отчета - приблизительно 10%.
Социологическое исследование - это целая система последовательных логических методологических, методических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить точные данные об явлении или процессе, которые изучаются.
Социологическое исследование - несвободная процедура и должна начинаться не с анкеты (опросника), как нередко происходит на практике. Оно представляет собой серию логически последовательных операций, которые объединяются в одну систему основным социологическим документом - программой исследования.
Метод- основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методология - система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур и методов (включая приемы сбора и обработки данных), при помощи которых конструируется знание.
Социологический метод - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
В количественной методологии используется три основных метода сбора первичных эмпирических данных:
• научное наблюдение;
• опрос;
• анализ документов.
Научное наблюдениепринадлежит к широко распространенным методам исследования. Оно позволяет собрать непосредственные сведения об изучаемых объектах, систематически воспринимая их в обычных, повседневных условиях работы библиотек. Научное наблюдение не воздействует прямо на изучаемый объект (если оно, верно, организовано), но с его помощью можно определить, как в будущем целесообразно вести исследование.
Применяется в исследованиях, преимущественно посвященных темам, связанных с обслуживанием читателей.
Специфической формой наблюдения считается эксперимент, который отличается более активным характером воздействия на изучаемый объект.
В большинстве случаев эксперимент ставится по новой острой проблеме. Как правило, возглавляют эксперименты органы управления.
Его проведению предшествует обязательное составление программы и инструкции. Постановка эксперимента в разных условиях может внести существенные поправки и расширить впоследствии границы его применения.
Опрос.С его помощью удается получить обо всех участниках и процессах работы самые разнообразные сведения, опираясь на которые можно оперативно усовершенствовать дело и наметить на будущее изменения более радикального характера.
Большинству библиотекарей хорошо известны оба вида опроса -письменный в виде анкетирования и устный, проводимый как интервью.
Анкетирование, пожалуй, больше распространено, так как дает возможность охватить в значительно короткие сроки большое число людей.
Обращение к читателям с длинными перечнями вопросов способно погасить желание ответить на них. Анкеты должны быть кратки, обдуманны, преследовать определённые цели.
Вопросы надо формулировать так, чтобы заранее были исключены слишком общие, мало дающие ответы, чтобы не подсказывалось, как «угадать» нужный организаторам НИР ответ. Принципиально значимые вопросы необходимо детализировать это позволит уточнить мотивы, причины тех или иных читательских оценок. Перечень вопросов - единое целое, в котором ответы как бы с разных сторон освещают тему.
В ведении указывается, с какой целью проводится анкетирование, как заполнять, желательно ли подписывать её, когда возвращать. Особенно тщательно продумываются первые вопросы, чтобы вызвать интерес у читателя. Ответы читателей могут не соответствовать системе ожидания. В конце анкеты составляется паспортичка (данные об анкетируемом).
Интервью - разновидность опроса, устное тестирование, беседа. В процессе такого общения есть возможность точнее поставить вопрос, увидеть реакцию собеседника, вернуться к самому интересному.
Во время интервью необходимо записывать ответы в присутствии опрашиваемого, что не всегда удобно, интервью не может длиться долго. Оформлять содержание беседы после интервью непросто - часть информации теряется или искажается.
В ходе интервью недопустимо оказывать давление на позицию опрашиваемого надо лишь весьма тактично добиваться, чтобы она была по возможности полно раскрыта. Важно чтобы беседа проходила в неформальной обстановке.
Анализ документов. Служит для того, чтобы выбрать из документов необходимую информацию, определить её точность, значимость, надежность и на основе этого выбрать соответствующие показатели и характеристики исследовательского процесса или явления. Документами, которые анализируются при изучении проблем книги и чтения, являются статистической отчетностью, справки о работе, письма читателей.
Заслуга этого метода в том, что он дает реальную картинку библиотечного дела.
Движущейсилой читательского развития выступают противоречия.Они имеют разные основания. Например: между личностью и обществом; генетико-биопсихическими предпосылками и социальными условиями; между желаемым и возможным (целями и средствами и условиями, целями и результатами); стихийностью и целенаправленностью; между внутренними противоречиями в читательском сознании, читательской деятельности, читательском общении и при взаимодействии их; между уровнями читательского развития, необходимостью и свободой, а также противоречия в закономерностях динамики потребностей, полимотивации, многообразии интересов, иерархии установок. Возникают такие периоды, когда качественно меняется та или иная сторона читательского развития личности и становится доминирующей. Прежние цели психологически становятся неприемлемыми, и происходит отторжение системы действий и операций осуществления читательской деятельности, неприятия их, пересмотр и коррекция.
Читательское развитие имеет поверхностный и глубокий характер. При поверхностном развитии происходят изменения в психическом состоянии и процессах.
При глубоком - в психических свойствах личности возникают психические новообразования. Поверхностное и глубокое развитие можно рассматривать раздельно и взаимосвязано на стадии развития. При благоприятных условиях поверхностные изменения переходят вглубокие -психологические новообразования. Читательское развитие может характеризоваться в антонимичных аспектах: стереотипности -оригинальности, репродуктивности - творческой продуктивности, эволюционности - инволюционности, стагнации - динамики. Можно добавить и другие характеристики, такие, как развитие и кризис, эволюционное и революционное, фрустрационное, деградационное, катамболическое и акмеологическое.
Читательское развитие проявляется на трех уровнях:актуальном (реальном), актуализируемом (реализуемом) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития).
Актуальный (реальный) уровень читательского развития - чем владеет читатель, что он знает и умеет, как относится к этому.
Актуализируемый (реализуемый) уровень - как читатель применяет в читательской практике имеющиеся у него знания, умения, навыки и оценивает собственную читательскую деятельность и общение.
Потенциальный уровень связан с теми возможностями и способностями, которые надо активизировать и развивать; включает в себя часть актуального уровня развития и зону ближайшего читательского развития.
Читательское развитиеосуществляется тремя путями:
- стихийное формирование - результат случайных внешних влияний;
- целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на читателя через социальные институты на основе специально разработанных программ, методик всистеме непрерывного образования и воспитания;
- самоформирование, самоуправление - эмоционально-волевое регулирование стихийного и целенаправленного воздействия, подчинение программе собственной жизнедеятельности.
Читательское развитие происходит в трех сферах:
- читательском сознании,
- читательской деятельности,
- читательском общении.
Читательское сознание- высшая форма отражения читательской действительности, читательского мира посредством познания, переживания и отношения на основе динамики и устойчивости психических явлений (процессов, состояний, свойств). Содержание читательского сознания составляют система взглядов, идей, представлений, знаний, мнений, эмоций, интересов, установок, заблуждений, предрассудков, иллюзий и т.д. Они возникают на основе собственного читательского опыта и взаимодействия с другими читателями. Читательское сознание познает, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное «читательское Я» среди других, идентифицируя себя на основе определенных критериев и показателей и относя к конкретной читательской группе.