ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГОМАРКЕТИНГА
ЛЕКЦИЯ №1
- Понятие, цели и задачи маркетинга.
- Концепции маркетинга.
- Основные функции и принципы маркетинга.
- Виды и типы маркетинга.
1. МАРКЕТИНГ – ЭТО КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ И ВСЕ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНЫХ ГРУПП ПОКУПАТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА И ПОЛУЧЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ УСТОЙЧИВОЙ ПРИБЫЛИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.
Из определения вытекают основные ЗАДАЧИ маркетинга:
1. Понять, что желают потребители (потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, ясно одно они хотят как можно лучше решить свои проблемы).
2. Выявление неудовлетворенных запросов покупателей, для того чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Выпускать тот товар, который нужен потребителю.
Следовательно, наиболее важными составляющими маркетинга являются:
- выявление потребительских нужд;
- разработка подходящих товаров;
- установление на них соответствующей цены;
- налаживание системы распределения товара.
С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные ЦЕЛИ маркетинга:
1. максимализация потребления;
2. максимализация степени удовлетворения потребителей;
3. максимализация выбора потребителей;
4. максимализация качества жизни.
2.В каждой стране маркетинг развивался по-своему, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая его концепция.
Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия деятельности предприятия.
Можно назвать семь основных концепций маркетинговой деятельности:
1. Концепция совершенствования производстваутверждала, что потребители будут ориентироваться на широко распространенный товар и доступный по цене.
ПРИМЕР:
2. Концепция совершенствования товаравыдвигает утверждение, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплутационными свойствами и характеристиками.
ПРИМЕР:
3. Концепция интенсификации коммерческих усилийосновывается на следующем, потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж.
ПРИМЕР:
4. Концепция общего маркетингав данном случае все усилия предприятия направлены на удовлетворение потребностей клиента.
ПРИМЕР:
5. Концепция стратегического маркетингаориентирует маркетинговые усилия на долгосрочную перспективу.
ПРИМЕР:
6. Концепция социально-этичного маркетингарассматривает маркетинговую деятельность в жестокой связи с новыми глобальными проблемами человечества – экологическими, этическими, воспитательными.
ПРИМЕР:
7. Концепция индивидуального маркетинга– это непрерывное использование на практике знаний об индивидуальном потребителе, полученных с помощью интерактивной коммуникации и помогающих создавать и продвигать продукты и услуги с целью обеспечить непрерывные и долгосрочные взаимовыгодные отношения.
ПРИМЕР:
3. Для более глубокого выявления сущности и предметного содержания маркетинга продуктивно сначала рассмотреть его наиболее характерные аспекты и понять, кто, с чем, что и как делает в маркетинге.
1. КТО является основным субъектом, участником маркетинговых отношений, какими целями он руководствуется? Это прежде всего производители, посредники и потребители разнообразной продукции:
2. С ЧЕМ работает маркетинг, каковы его объекты? Это прежде всего материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности.
Маркетинг МАТЕРИАЛЬНОГО ТОВАРА (это то, что можно потрогать, надкусить, разобрать на части, уронить и т.д.).