Методы науки

Классификация научных теорий

Научная теория и ее структура

 

Научная теория – знания, имеющие определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания в некоторой предметной области. Это наиболее сложная форма достоверного научного знания, целостная система утверждений и доказательств.

Описание структуры научной теории можно проводить с содержательной и формальной стороны.

С содержательной стороны теория состоит из эмпирического базиса (экспериментальных фактов, требующих теоретического обобщения), логического аппарата теории (правил логического вывода и доказательства для эмпирических фактов), собственно теории (выведенные из теории утверждения с их доказательствами).

С формальной точки зрения теория представляет собой множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории.

Можно выделить собственные основания теорииисходные термины и предложения теории, которые логически обусловливают остальные ее термины и предложения, а также вспомогательные основания теории, которые служат для ее построения и обоснования, решения ее прикладных и теоретических задач.

 

 

Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию.

 

Ученые–науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.

К первому типу относятся описательные (эмпирические) теории: эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т. д. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений.

Второй тип теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики.

Третий типдедуктивные теоретические системы. Исходная основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы.

Возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые несущественны для данной теории.

Идеализация — мысленное выделение какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая среда» и т.д.

 

Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Все научные методы можно условно разделить на две группы: общие и особенные. Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. К ним относят метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и т.д. Особенные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. Это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, измерение, сравнение.

1. Наблюдение — целенаправленный процесс восприятия предметов действительности.

2. Эксперимент — метод исследования, при котором явления действительности изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

3. Аналогия —метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-то одного объекта на другой, менее изученный.

4. Моделирование — изучение объектов посредством их моделей. Применяется когда объект недоступен для непосредственного изучения.

5. Анализ — метод, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составные части. Обычно является начальной стадией любого исследования.

6. Синтез — метод, основанный на соединении различных элементов предмета в систему.

7. Индукция — метод, при котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

8. Дедукция — метод, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам (следствиям). Метод дедукции не дает содержательно нового знания, но позволяет логически развернуть систему положений на базе исходного знания. Применяется для выявления конкретного содержания общих посылок.

9. Измерение— это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.

10. Частные методы — это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей наук. Возможно применение частных методов в смежных науках, например, методов физики в химии, биологии и т. д.