Балльная шкала оценки пунктов
Мера функциональной независимости
Прием ванны
Подъем по лестнице
Одевание
0 – полностью зависим от помощи окружающих
5 – частично нуждается в помощи (например, при застегивании пуговиц, кнопок и т.д.), но более половины действий выполняет самостоятельно, некоторые виды одежды может одевать полностью самостоятельно, затрачивая на это разумное количество времени
10 – не нуждается в помощи, в том числе при застегивании пуговиц, кнопок, завязывании шнурков, и т.д., может выбирать и надевать любую одежду
0 – не способен подниматься по лестнице, даже с поддержкой
5 – нуждается в присмотре или физической поддержке
10 – не нуждается в помощи (может использовать вспомогательные средства)
0 – принимает ванну (входит и выходит из нее, моется) без посторонней помощи и присмотра, или моется под душем, не требуя присмотра и помощи
5 – нуждается в помощи.
FUNCTIONAL INDEPENDENCE MEASURE (FIM)
(по C.Grandger и соавт., 1979; Cook L. и соавт., 1994)
7 – полная независимость в выполнении соответствующей функции (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и с разумными затратами времени)
6 – ограниченная независимость (больной выполняет все действия самостоятельно, не медленнее, чем обычно, либо нуждается в постороннем совете)
5 – минимальная зависимость (при выполнении действий требуется наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза/ортеза)
4 – незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоятельно)
3 – умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75% необходимых для исполнения задания действий)
2 – значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50% действий)
1 – полная зависимость от окружающих (самостоятельно может выполнить менее 25% необходимых действий)
Бланк для ответов
Шкала FIM состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (п. 1-13) и интеллектуальных (п.14-18) функций. Пункты оцениваются ухаживающим за больным медперсоналом либо по 4-х балльной (в первоначальных вариантах шкалы), либо по 7-ми балльной шкале, затем подсчитывается сумма баллов по всем пунктам опросника (пропуск пунктов не допускается; если какую-либо функцию невозможно оценить, соответствующий пункт оценивается баллом «1»). Суммарная оценка может составлять от 18 до 126 баллов; чем выше суммарная оценка, тем полнее независимость больного в повседневной жизни.
Самообслуживание | Баллы |
1. Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание) | ________ |
2. Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье либо макияж) | ________ |
3. Принятие ванны/душа (мытье и вытирание тела, за исключением области спины) | ________ |
4. Одевание (включая надевание протезов/ортезов), верхняя часть тела (выше пояса) | ________ |
5. Одевание (включая надевание протезов/ортезов), нижняя часть туловища (ниже пояса) | ________ |
6. Туалет (использование туалетной бумаги после посещения туалета, гигиенических пакетов) | ________ |
Контроль функций тазовых органов | |
7. Мочевой пузырь (контроль мочеиспускания и, при необходимости, использование приспособлений для мочеиспускания – катетера, и.т.д.) | ________ |
8. Прямая кишка (контроль акта дефекации и, при необходимости, использование специальных приспособлений – клизмы, калоприемника и т.д.) | ________ |
Перемещение | |
9. Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать с кровати и ложиться на кровать, садиться на стул или инвалидное кресло и вставать с них) | ________ |
10. Туалет (способность пользоваться унитазом – садиться, вставать) | ________ |
11. Ванна, душ (способность пользоваться кабиной для душа либо ванной) | ________ |
Подвижность | |
12. Ходьба/передвижение с помощью инвалидного кресла (баллу «7» соответствует возможность ходьбы без посторонней помощи на расстояние не менее 50 метров, баллу «1» - невозможность преодолеть расстояние более 17 метров) | ________ |
13. Подъем по лестнице (баллу «7» - соответствует возможность подъема без посторонней помощи на 12, 14 ступеней, баллу «1» невозможность преодолеть более 4 ступеней) | ________ |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: СУММАРНЫЙ БАЛЛ | ________ |
Общение | |
14. Восприятие внешней информации (понимание речи и /или письма) | ________ |
15. Изложение собственных желаний и мыслей (устным или письменным способом) | ________ |
Социальная активность | |
16. Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медперсоналом и прочими окружающими) | ________ |
17. Принятие решений (умение решать проблемы, связанные с финансами, социальными личными потребностями) | ________ |
18. Память (способность к запоминанию и воспроизведению, полученной зрительной и слуховой информации, обучению, узнаванию окружающих) | ________ |
ИНТЕЛЛЕКТ: СУММАРНЫЙ БАЛЛ | ________ |
Тест Шкалы Активностей Повседневной Жизни Ривермид (Rivermeab Activities of Daily Living, или ADL Scales) был разработан для оценки состояния больных, перенесших церебральный инсульт [Whiting S., Lincoln N., 1980], подтверждена его валидность и надежность в отношении этого контингента пациентов. Апробирован также для пациентов,, перенесших черепно-мозговую травму. Тест включает три раздела заданий: первый раздел касается телесного самообслуживания, второй – самообслуживания в более широком понимании этого слова и третий – бытовой активности. По замыслу авторов, разделы и пункты в данном тесте расположены согласно определенной иерархии, в порядке трудности их выполнения и динамики восстановления после инсульта. Поэтому первоначальная версия теста включала инструкцию, которая рекомендовала начинать тестирование по каждому из разделов с любого пункта, по решению того, кто проводит тестирование. Если больной был в состоянии выполнить выбранный пункт, то необходимо было сделать три «шага» назад, чтобы удостовериться в способности пациента выполнить и три предшествовавших задания, а затем делать «шаги» вперед от выбранного пункта до тех пор, пока три задания подряд окажутся для больного невыполнимыми; на этом тестирование завершалось. Все использовавшиеся или рекомендуемые вспомогательные средства обязательно должны были указываться в соответствующем столбце теста.
В последующем тест был видоизменен [Wade D, 1992]: введены две градации ответов («зависим» и «независим») вместо трех, изменен порядок расположения пунктов. Ниже приводится версия теста в некоторой модификации А.Н.Беловой и О.Н.Щепетовой (2002 г.)
Для оценки исходного состояния и результатов реабилитации больных, перенесших черепно-мозговую травму могут быть использованы все вышеуказанные методики, применяемые у больных с последствиями мозгового инсульта. Кроме того, для оценки состояния больного, перенесшего ЧМТ дополнительно могут использоваться следующие методики: шкала исходов реабилитации ЧМТ НИИ им. Н.Н. Бурденко, набор оценок Глазго и шкала социальных исходов реабилитации после черепно-мозговой травмы (приводятся ниже).