ЛЕКЦИЯ 10 СОЦИАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАБИЛИТАЦИИ

Одним из основных аспектов реабилитации является социальный, так как именно на этом этапе осуществляется комплекс мероприятий, направленный на максимально возможную интеграцию инвалида в семью, в коллектив, в общество, ведь каждый человек, имеющий физические, умственные или психические недостатки, приводящие к различной степени выраженности ограничений жизнедеятельности имеет «социальное право» на получение помощи, которая необходима: для предотвращения, устранения, исправления, предупреждения осложнения или смягчения последствий инвалидности, а также для обеспечения этому лицу места в обществе, в частности в трудовой сфере, соответствующего его индивидуальным наклонностям и способностям.

Среди основных положений, вытекающих из упомянутого «социального права», необходимо выделить следующие:

- задача интеграции инвалидов в общество;

- принцип внепричинности, в соответствии с которым все виды необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, должны быть оказаны вне зависимости от причины инвалидности;

- принцип вмешательства на возможно ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть приняты все меры для уменьшения масштаба и последствий инвалидности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом.

Формирование нового социального статуса – статуса инвалида происходит во времени, с годами выявляются новые потребности (в общении, обучении, приобретении профессии, выборе места работы и др.). Спонтанное формирование нового социального статуса не всегда адекватно окружающим условиям, социальной среды, которая нередко ставит жесткие условия и предъявляет повышенные требования.

Однако, следует помнить, что даже тяжелые повреждения дисфункции в большинстве случаев неодинаково сказываются на всех сферах жизни: у человека с поврежденным здоровьем нарушены лишь определенные функции и поэтому он является «инвалидом» также только по отношению к определенным видам деятельности, а в остальных сферах жизни его функциональные способности сохраняются в полной мере. Поэтому и потребности инвалидов в помощи могут иметь очень большие индивидуальные различия даже при одинаковых дисфункциях организма.

Особые, в зависимости от вида и тяжести инвалидности весьма и весьма различные виды помощи, в которой инвалиды нуждаются для включения в трудовую и социальную сферу жизни общества в целом, как правило, не зависят от предварительного формально установленной инвалидности. Наличие инвалидности как таковой является скорее одним из условий для предоставления помощи. Нередко такая помощь в соответствии с индивидуальными потребностями предоставляется и лицам, которым угрожает инвалидность и которые – например, при оказании содействия в медицинской и профессиональной реабилитации – приравниваются к инвалидам.

Поэтому на любом этапе формирования социального статуса – инвалида необходима социальная поддержка, помощь в социальной реабилитации, адекватном вхождении инвалида в жизнь, включение в социальную реальность через обретение нового статуса, включение в социальную реальность через обретение нового статуса, более приспособленного к проблемам общества. Социальная реабилитация инвалидов имеет широкий круг возможностей воздействия, используя и технические средства реабилитации, и создание специальных условий для овладения социальными навыками с помощью вспомогательных устройств, и вовлечение семьи в реабилитационную деятельность.

В связи с наличием (появлением) в семье инвалида претерпевает изменения и сама семья как реабилитационная среда. Помимо межличностных отношений внутри самой семьи, страдают и внешние связи семьи, распадается «социальная сеть» (реже осуществляются контакты с родственниками, друзьями), становится ущербным социальное функционирование семьи. Семья как бы делает крен в социальных связях в сторону контактов с лицами, осуществляющими медико-социальную помощь (медицинское и социальные работники, педагоги).

Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человека-инвалида и общества. На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов менялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования и профессии детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие современной политики в отношении инвалидов.

Цель социальной реабилитации- восстановление способностей к бытовой, профессиональной, общественной деятельности и устранение препятствий к независимому существованию в быту (семье, жилище), производственной сфере (на рабочем месте, в трудовом коллективе), в условиях окружающей среды (самостоятельность в общественной деятельности, доступность транспорта, информации, общественных инфраструктур).

Социальная независимость инвалида в семье, жилище, на рабочем месте, в коллективе, транспорте, учреждениях, получении необходимой информации, участия в общественной жизни и др. достигается не только сохранностью способностей к общению, ориентации, передвижению, контроля за своим поведением, уходу за собой и др., но в значительной степени возможностями окружающей реабилитанта среды.

Уровень социальной независимости человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности является показателем его интеграции в общество и во многом зависит от реабилитационного потенциала социальной среды, т.е. возможности общества предоставить человеку с риском инвалидности или инвалиду максимально равные, по сравнению со здоровыми людьми, возможности во всех социальных сферах: общественной, профессиональной, бытовой.

Социальный аспект ИПР подразумевает перечень мероприятий, направленных на предоставление всей полноты социальной помощи и услуг для адаптации к социальной среде и социально-бытовой реабилитации. Это предполагает развитие следующих видов социальной помощи и социальных услуг:

1. Обеспечение нуждающихся вспомогательными бытовыми техническими средствами:

а) средства передвижения (спецавтотранспорт (коляска));

б) вспомогательные средства для ходьбы (костыли, трости, опоры);

в) средства, замещающие и улучшающие функцию конечностей (протезы, ортезы);

г) средства для удержания вертикального положения и осанки;

д) средства для слабослышащих, слабовидящих;

ж) специальные бытовые приспособления для приготовления и приема пищи, выполнение домашних работ (различные универсальные кухонные приспособления);

з) вспомогательные приспособления для ухода за телом (специальные ножницы для ногтей, банные щетки, мочалки);

и) вспомогательные приспособления для надевания и снимания обуви, застёгивания пуговиц, надевания чулок;

к) вспомогательные приспособления для отдыха и работы (мешки-грелки, матрацы, кресла).

2. Обустройство жилья - адаптация квартиры к возможностям инвалида:

а) расширение дверных проемов, приспособление специальных поручней для пользованием ванной и туалетом, устройство пандусов, приспособление для кровати и др.

3. Предоставление услуг территориальных центров социального обслуживания:

а) надомное обслуживание (приготовление пищи, уборка квартиры, доставка продуктов, горячей пищи);

б) услуги по ремонту, доставке почты, организации досуга;

в) услуги прачечной, парикмахера и др.;

г) услуги по социально-бытовому устройству (направление в дома-интернаты, центры социального обслуживания, пансионаты);

д) обучение пользованию предоставленными техническими средствами.

4. Воспитание и общеобразовательное обучение в специализированных учреждениях.

5. Предоставление консультативно-информационной помощи, юридических консультаций.

6. Предоставление материальной помощи.

Основными задачами социальной реабилитации являются:

1. создание необходимых социально-бытовых условий инвалидам;

2. обеспечение возможности приобретения навыков для дальнейшей трудовой деятельности;

3. разработка и принятие на государственном уровне правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и обеспечение реализации этих актов.

Социальная реабилитация включает в себя четыре аспекта:

- социально-психологический;

- социально-бытовой;

- социально-средовой

- социально-правовой

Социально-психологический аспект подразумевает выработку у инвалида мотивации к реабилитации и социальной интеграции в семью, в общество.

Социально-бытовой аспект -приспособление жилых помещений, специальных инфраструктур к нуждам и потребностям инвалида, т.е. факторы социально-бытовой среды - составляют условия и средства, обеспечивающие возможность самостоятельного обслуживания и проживания. Осуществление социально-бытовой адаптации может перемежаться с социально-средовой адаптацией. Применительно к реабилитационному центру социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления инвалида с окружением: помещения, оборудование, оснащение, которое используется в быту. Социально-бытовая ориентация представляет собой и результат ориентированности инвалида в конкретной ситуации: расположение жилых комнат, помещений для трудовой терапии, ЛФК, обеденного зада и др. В ходе процесса социальной ориентации осуществляется также и процесс социальной адаптации. В основе этих процессов лежит социальное образование, которое направлено на обучение навыкам пользования бытовыми устройствами, приспособлениями, облегчающими жизнедеятельность.

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих направлений:

§ информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой адаптации;

§ обучение инвалида организации жизни в быту и самообслуживанию (уход за обувью, одеждой, приготовление пищи, пользование приборами бытового назначения).

В социально-бытовом аспекте даже для тяжелых инвалидов выделяют высокий, средний и низкий реабилитационный потенциал.

Высокий реабилитационный потенциал:

1. Наличие жилищных условий (соответствие санитарным нормам), позволяющих преодолеть затруднения в самообслуживании, физической независимости, передвижении и обеспечивающих возможность самостоятельного проживания.

2. Наличие семьи, способной обеспечить постоянную помощь по уходу, преодолению затруднений в самообслуживании, мобильности.

3. Материальная обеспеченность превышает уровень условного прожиточного минимума.

4. Преодоление затруднений в передвижении, самообслуживании, доступности информации возможно за счет использования вспомогательных средств.

Средний реабилитационный потенциал:

1. Жилищные условия не позволяют в полном объеме преодолеть затруднения в самообслуживании, передвижении.

2. Обеспечение физической независимости без периодической посторонней помощи затруднено.

3. Наличие семьи позволяет оказывать содействие в самообслуживании, мобильности, но только периодически.

4. Использование вспомогательных средств позволяет не в полном объеме преодолеть затруднения в передвижении, самообслуживании, получении необходимой социально-значимой информации.

5. Материальная обеспеченность соответствует уровню условного прожиточного минимума.

Низкий реабилитационный потенциал:

1. Без посторонней помощи и применения вспомогательных средств передвижение и самообслуживание в условиях жилья затруднено.

2. Использование вспомогательных средств позволяет в небольшом объеме преодолеть затруднения в самообслуживании, передвижении.

3. Семья обеспечивает содействие в передвижении, самообслуживании в отдельных разовых случаях.

4. Оказание помощи органов социальной защиты незначительно способствует адаптации в быту.

5. Материальная обеспеченность ниже уровня условного прожиточного уровня.

Социально-средовой аспектхарактеризует возможность участия инвалида в общественной жизни, максимально полную его интеграцию в общество. В основу социально-средовой адаптации должны быть включены следующие реабилитационные аспекты:

§ проведение социально-психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

§ осуществление помощи на уровне семейных отношений (обучение основам безопасности жизни, обучение социальному общению и независимости, консультирование по основам правовых знаний);

§ формирование навыка проведения отдыха и досуга (участие в работе кружков, художественной самодеятельности, экскурсиях);

§ занятия физкультурой и спортом (учебные занятия, лечебная физкультура, индивидуальные занятия, спортсекции, участие в соревнованиях).

Целью реабилитации являются – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Для реализации конечной цели к каждому пункту социальной реабилитации составляется программа занятий и мероприятий с методикой их проведения. Обязательно учитываются характерологические изменения личности, диагноз, сопутствующие заболевания.

Высокий реабилитационный потенциал:

1. Возможно устранение ограничения мобильности за счет организации доступа к пользованию всеми формами общественного транспорта, вокзальным сооружениям, медицинским учреждениям, др. общественным зданиям, собственному жилищу; бесплатного проезда в транспорте, права на пользование услугами специальной службы доставки; предоставления в пользование специальных транспортных средств.

2. Возможно содействие личной самостоятельности и независимости за счет предоставления вспомогательных технических средств.

3. Возможно устранение ограничений в трудовой занятости за счет предоставления специальных льгот по трудоустройству и, следовательно, содействие экономической независимости.

4. Возможно снятие других ограничений к интеграции в общество за счет устранения ограничений занятости любительским спортом; других ограничений к социальным контактам: возможность проведения отпуска в санатории, доме отдыха и пр.

Средний реабилитационный потенциал:

1. Возможность устранения затруднений мобильности ограничена: затруднен доступ к пользованию всеми формами общественного транспорта (исключена возможность пользования подземным транспортом и др.); ко всем видам общественных зданий, непредоставлением личного транспорта.

2. Содействие в трудовой занятости и экономической независимости ограничено.

Низкий реабилитационный потенциал:

1. Возможность устранения ограничений мобильности за счет использования вспомогательных средств в границах микрорайона, двора и пр.

2. Содействие в трудовой занятости возможно предоставлением отдельных видов работ на дому.

3. Содействие экономической независимости невозможно.

4. Возможно право на пользование услугами специальной службы доставки.

5. Социальные контакты, доступность информации возможны при использовании средств связи, радио и телевидения.

Социально-правовой аспект- подразумевает правовую базу, гарантированную Законами “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь” и “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов”.

В Законе “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь” органам государственной власти и управления Республики Беларусь, предприятиям и организациям (независимо от форм собственности) предписано создавать и обеспечивать нуждающимся «необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга». Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты). Нуждающиеся в посторонней помощи и уходе обеспечиваются через органы социальной помощи медицинскими и бытовыми услугами на дому, либо в стационарных учреждениях.

При необходимости в предоставлении услуг социального этапа реабилитации ЛПУ республики направляют нуждающихся инвалидов на МРЭК, где им составляется ИПР и в соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь” предоставляются гарантированные Законом услуги.

Задача создания для инвалидов «насколько это возможно нормальной жизни» в обществе является обязанностью не только государства, но и всех его граждан. Услуги социального характера и прочие виды помощи способны лишь облегчить и стимулировать вовлечение инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность, в трудовую и социальную сферы жизни, но не заменить его. Там, где вместо них проявляется личное участие сограждан и общественности, там процесс вовлечения в жизнь общества протекает не только быстро, но одновременно уменьшается и объем «необходимых видов помощи».

Как правовые нормы, так и соответствующие учреждения и службы могут лишь предложить определенные пути и открыть шансы для вовлечения инвалидов в жизнь общества, но не более того. Достичь упомянутых выше целей можно лишь при наличии соответствующей мотивации у инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. Поэтому совет и помощь должны быть связаны с конкретной мотивацией инвалидов, которую следует всячески поддерживать и укреплять с учетом имеющихся в каждом отдельном случае возможностей реабилитации. Реабилитационные меры могут быть приняты только с согласия инвалида, а реабилитант обязан оказывать содействие в проведении реабилитации, при организации которой учитываются его разумные пожелания. Из-за того, что во многих отношениях затруднено развитие личности инвалидов, необходимо там, где это возможно, укреплять и развивать индивидуальную инициативу и самоутверждение, а тем самым и способность инвалидов к самопомощи. Всеохватывающее вовлечение инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность, в жизнь общества является целью всех реабилитационных мероприятий и усилий.