Виды правотворчества.

Законодательный процесс в Республике Беларусь.

Правотворчество, законотворчество законотворческий процесс в Республике Беларусь. Виды правотворчества. Виды источников права в Республике Беларусь. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Юридическая техника. Юридические презумпции и их фикции. Систематизация законодательства и ее виды.

Тема № 11: Правотворчество

Правотворчество – придание общеобязательного характера правилам поведения в общественных отношениях.

Существует много мнений по поводу того, что такое правотворчество, т.к. существует много точек зрения относительно понятия «право», поэтому нельзя точно ответить, что такое процесс создания права.

Правотворчество – совокупность механизмов, обеспечивающих придание правового статуса правилам поведения.

Простыми словами можно сказать, что правотворчество – процесс создания права.

Законотворчество – процесс создания актов высшей юридической силы, т.е. законов.

Законотворческий процесс имеет свои особенности, если сравнивать его созданием других норм, которые не обладают высшей юридической силой.

Но с другой стороны законотворчество является частью общего процесса создания.

Законотворческий процесс – нормоупорядоченная деятельность субъектов права по приданию правовым идеям статуса актов высшей юридической силы (законов).

Характерные черты законотворческого процесса:

1. нормоупорядоченная деятельность – деятельность, упорядоченная нормами законодательства (нормами права).

Однако следует помнить, что некоторые механизмы данного процесса могут быть упорядочены не нормами права, а другими социальными нормами (например, политическими традициями, политическими нормами, нормами морали и т.д.).

2. законотворческий процесс осуществляют субъекты права.

Субъекты:

- обязательные субъекты законотворческого процесса (Президент, депутаты Парламента, палаты Парламента, комиссии Парламента).

- факультативные субъекты – эксперты. специалисты, инициаторы рассматриваемого проекта.

3. правовая идея – субъективное представление о порядке регулирования общественных отношений.

Носители данных идей – люди.

4. цель законотворческого процесса – создание закона.

Принципы законотворческого процесса – основополагающие идеи, которые лежат в основе действий субъектов законотворческого процесса.

1. целенаправленность. Действия субъектов законотворческого процесса всегда носит характер целенаправленной деятелньости, т.е. всегда известна цель деятельности и известны способы ее достижения.

2. легализм (законность). Законность осуществления всех механизмов процесса. Законность деятельности субъектов.

3. регламентированность.

4. диспозитивность, т.е. возможность выбора (например, при голосовании) Большинство норм законотворческого процесса имеют диспозитивный характер. Однако не всегда например, нормы, которые обеспечивают обнародование актов законотворчества имеют императивный характер.

5. гласность, т.е. механизмы законотворческого процесса доступны для обозрения.

6. рациональность. Действия субъектов законотворческого процесса несут на себе отпечаток рациональности (цель и результат).

Стадии законодательного процесса: I стадизация:

1. законодательная инициатива.

2. принятие решения о необходимости разработки проекта закона.

3. разработка проекта закона.

4. рассмотрение законопроекта.

5. принятие законодательного решения.

6. доведение законодательного решения до адресатов (до общества), т.е. обнародование.

II стадизация:

1. законодательная инициатива.

2. обсуждение проекта.

3. принятие решения.

4. обнародование.

III стадизация:

1. предзаконодательная стадия, т.е. есть идея, но она еще не закон, а только проект закона. В данную стадию входит: разработка проекта законодательного акта, научное и общественное обсуждение законопроекта, внесение законопроекта в Парламент.

2. законодательная процедура: рассмотрение законопроекта председателем Парламента для последующего внесения в парламентскую комиссию. Все действия в Парламенте, и все механизмы носят процедурный характер. В данную стадию включается также непосредственно рассмотрение законопроекта в парламентской комиссии.

3. промульгация и опубликование.

1. принятие законопроекта к рассмотрению.

2. рассмотрение законопроекта в первом чтении.

3. передача в парламентскую комиссию (эксперты, научная деятельность и т.д.).

4. рассмотрение законопроекта во втором чтении.

5. принятие решения о принятии закона, т.е. уже статус закона, но еще не действует.

6. подписание закона парламента соответствующим должностным лицом (у нас Президент) – промульгация.

7. опубликование – подписанный закон вступает в силу после опубликования.

Стадии 6 и 7 можно объединить.

Субъекты законодательной инициативы – Президент, Совет Министров, ВХС Республики Беларусь, ВС Республики Беларусь. палаты Парламента, граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 44 тысяч человек.

 

1. непосредственно правотворческая деятельность уполномоченных органов государства, которые имеют право принимать нормативные правовые акты (Президент, Парламент, Совет министров).

2. санкционирование государством решений общественных или негосударственных органов.

3. правотворчество народа (референдумы)

- республиканские;

- местные.

Источник права – способ официального выражения или закрепления правовых норм и придание им общеобязательной силы.

В правовой системе Республики Беларусь доминирующим источником права является нормативный правовой акт.

Также источниками права являются:

- договор нормативного содержания. Для Республики Беларусь – международные договоры, заключенные Республикой Беларусь или ратифицированные ею.

- юридический прецедент – не официальный источник, но существует (обобщение и обнародование судебной практики).

- обычай.

- канонические нормы.

И обычай и канонические нормы присутствуют, но можно сказать, что они просто опосредуются и употребляются в переработанном виде в нормативных правовых актах.

- правовая доктрина. ЕЕ роль имеется в Республике Беларусь, но также незначительна.

 

Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З: принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года; одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года

Изменения и дополнения:

- Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 81-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7, 2/830);

- Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 321-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 175, 2/1070);

- Закон Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 48-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 179, 2/1152);

- Закон Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 119-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, 2/1216);

- Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

- Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309).

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

В теории права сложилась традиция выделять 2 крупных блоков нормативных правовых актов:

- законы;

- подзаконные акты.