Демократический государственно-правовой режим.

Федерация.

Право.

Суверенитет.

Признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

1. суверенитет.

2. право.

Суверенитет впервые как характеристика государства был обоснован Жаном Баденом, французским мыслителем 16 столетия. Он называл власть абсолютного монарха суверенной. Суверен – монарх ни связан ни кем, и ни чем, кроме:

- божеских законов;

- законов природы.

В современном смысле суверенитет обозначает верховенство и независимость власти.

Рассматривая суверенитет выделяют два аспекта:

- внутренний аспект;

- внешний аспект.

Внутренний суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти.

Верховенство государственной власти проявляется:

- в универсальности государственной власти. Это означает, что решения государственной власти распространяются на все население и все организации страны.

- в прерогативе т.е. в возможности отмены и признания недействительными любых действий всякой другой общественной власти.

- в наличии специальных средств воздействия, которых не имеет никакая другая власть.

Внешний аспект суверенитета проявляется в том, что государство само выбирает партнеров по экономическим, культурным, дипломатическим и др. связям.

Однако вседозволенности для государства не существует. Существуют общие принципы и нормы международного права:

- нерушимость и признание государственных границ;

- неприменение силы;

- невмешательство во внутренние дела государства.

Государство не может обойтись без права, государство не может без права эффективно управлять обществом.

Связь государства и права проявляется в следующем:

1. правотворческая деятельность государства, т.е. деятельность по созданию и изданию норм права. (Большинство норм права исходит от государства).

2. правоприменения, т.е. деятельность государственных органов, должностных лиц по решению конкретных юридических дел. Например, решение суда о расторжении брака.

Отдельные исследователи в качестве еще одного признака государства, отличающего его от других организаций общества, отмечают наличие особого аппарата принуждения (суд, прокуратура и т.д.). Однако данный признак можно отнести к внутренней стороне государственного суверенитета.

 

Интерес к форме государства проявляется еще с древних времен. Аристотель считал, что существует 6 форм государств: 3 правильные и 3 неправильные. Аристотель выделял данные формы в зависимости от количества правящих и от цели государства.

Постепенно формируется взгляд, в соответствии с которым форма государства отождествлялась с формой организации высшей власти в государстве.

С 6 века складывается традиция, в соответствии с которой форма государства бывает двух видов:

- монархическая;

- республиканская.

В современной юридической литературе форма государства чаще всего характеризуется как единство трех элементов:

1. форма правления;

2. форма государственно-территориального устройства;

3. государственно-правовой режим.

Следовательно, форма государства дает ответ на три вопроса:

1. как организована высшая власть в государстве (форма правления);

2. как организована государственная власть в пределах всей территории страны (форма государственно-территориального устройства);

3. какими средствами и методами осуществляется государственная власть (государственно-правовой режим).

 

Форма правления – это организация высшей государственной власти, ее структура, компетенция, порядок образования высших государственных органов.

В теории государства существует устойчивая традиция классификации форм правления в зависимости от количества лиц, которые осуществляют высшую власть:

- монархия;

- республика.

Монархия – это форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется одной личностью (королем, царем, фараоном и т.д.) и переходит, как правило, по наследству.

Признаки монархии:

1. наличие единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно.

2. наличие у монарха особых полномочий: неприкосновенность, а также различные божественные титулы.

3. монарх не несет юридической ответственности и содержится за государственный счет.

4. власть монарха передается, как правило, по наследству.

По объему полномочий монарха различают:

- неограниченные монархии;

- ограниченные монархии.

Неограниченные монархии возникают ранее.

К данным монархиям относятся:

1. Восточные деспотии.

2.Теократическое государство. Власть правителя освещалась божественным титулом, подчеркивалось его божественное происхождение. В таких государствах монарх выполнял и религиозную функцию.

3. Абсолютные монархии (Западная Европа 16–17 вв.).

К ограниченным монархиям можно отнести:

1. Сословно–представительные монархии. В государстве уже действуют совещательные органы, которые ограничивают власть монарха.

2. Конституционные монархии. В таких государствах, как правило, главная роль у парламента и премьер-министра.

В современных условиях монархическая форма правления широко не распространена, но монархий насчитывается около 10.

Отсутствуют монархии в Северной и Южной Америке. Есть в Африке и Азии. Они в основном конституционные. Но есть и абсолютные (арабские государства).

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется органами, избранными народом.

Признаки:

1. выборность высших органов государства, в том числе главы государства.

2. осуществление государственной власти не от своего имени, а от имени народа.

3. юридическая ответственность главы государства, в случаях предусмотренных законом.

Хронология республиканских форм правления:

Древность.

- демократическая республика в Афинах.

- аристократическая республика в Спарте.

- республика в Древнем Риме.

Средние Века.

- города-республики: Флоренция, Венеция, Новгород, Псков.

Современность.

- парламентские республики.

- президентские республики.

Признаки парламентских республик.

1. верховенство парламента в государственной жизни.

2. правительство формируется лидером парламента, который победил на парламентских выборах.

3. члены правительства несут ответственность перед Парламентом за свою деятельность.

4. правительство пользуется своей властью до тех пор пока располагает поддержкой парламентского большинства.

5. парламент может высказать вотум недоверия правительству в целом или отдельным членам.

6. глава государства избирается парламентом или специально создаваемой парламентской коллегией.

7. глава государства назначает также главу правительства.

Признаки президентских республик:

1. президент является одновременно главой государства и главой правительства.

2. президент может избираться либо путем всеобщих выборов либо специальной коллегией выборщиков.

3. президент также формирует правительство.

4. президент имеет право вето (право отклонить закон, принятый парламентом).

5. президент является главнокомандующим.

6. президент назначает и смещает других должностных лиц.

Например, США, Россия, РБ

Существуют также смешанные республики.

Это такая форма правления, при которой элементы парламентской республики соединяются с элементами президентской республики. У Президента достаточно широкие полномочия.

Например, Франция.

 

Форма государственно-территориального устройства отвечает на ряд вопросов:

1. из каких частей складывается внутренняя структура государства.

2. каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

3. как строятся отношения между центральными и местными органами.

4. в какой государственной форме отражаются интересы каждой нации, которая проживает на территории страны.

По форме государственно-территориального устройства все государства делятся на:

- простые;

- сложные.

Простое государство – это такое государство, которое не имеет на своей территории обособленных государственных образований.

Простое государство называется унитарным государством.

Для унитарного государства характерно:

- наличие одной Конституции;

- наличие единой системы законодательства;

- наличие единой системы высших законодательных, исполнительных и судебных органов;

- единая денежная система;

- единая налоговая и кредитная системы;

- единые вооруженные силы;

- единое гражданство.

Составные части унитарного государства не пользуются элементами суверенитета.

Сложное государство – это государство, в состав которого входят территории, которые пользуются той или иной степенью самостоятельности.

Различают следующие сложные государства:

- унии;

- империи;

- федерации;

- конфедерации..

Различают два вида уний:

- личные (персональные) – объединение государств во главе с одним правителем, при сохранении каждой из держав самостоятельности во внутриполитических и некоторых внешнеполитических делах;

- реальные. Характеризуются объединением государств не только под властью одного главы государства, но и наличием общих органов власти и управления.

Например, РП – объединение ВКЛ и Польши.

Образование уний было характерно для Средних Веков.

Империи.

Возникают еще на Древнем Востоке, сохраняются в Средние века, Новое время, но в первой декаде 20 столетия распадается Австро-Венгерская и Российская империи.

Империи характеризовались, как правило, неустойчивостью, т.к. они создавались на огромных территориях и связь между центром и составными частями была очень слабой, поскольку уровень развития транспорта и коммуникаций был низкий и все это мешало эффективному управлению.

Это союзное государство. Слово «федерация» происходит от латинского «fedus» – союз.

Федерация как сложное государство имеет свои особенности в разных странах.

Для федерации характерно:

1. территория федерации складывается из территории ее субъектов (земли, штаты и т.д.).

2. в федерации существует как общая Конституция, так и Конституция ее субъектов.

3. субъекты федерации имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. во многих федерация существует как гражданство федерации, так и гражданство субъектов федерации.

5. во внешних отношения участвует федерация в целом.

Федерации строятся по национальному или территориальному признаку.

Территориальные федерации, такие как США, Федеративная республика Германии, Бразилия, Австрия и др. характеризуются значительным ограничение суверенитета субъектов федерации.

В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и прямо запрещает выход из состава федерации. Кроме того, в территориальных федерациях субъекты не являются суверенными государствами. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеративных органов.

Национальные федерации (СССР, Югославия) строились с учетом национального состава населения, т.е. на национальной основе.

Субъекты национальной федерации характеризовались как суверенные государства и имели право выхода.

Исторический опыт показал, что национальные федерации – неустойчивые государства.

В конце 20 столетия распад СССР, Чехословакии, уменьшился состав Югославии.

Конфедерации.

Это союз суверенных государств, который заключается для достижения какой–либо цели и для обеспечения общих интересов участников конфедерации.

Для конфедерации характерно:

1. создается на добровольной основе.

2. субъекты конфедерации имеют право выхода.

3. субъекты сохраняют суверенитет.

4. конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

5. конфедерация не имеет единого гражданства.

В современном мире конфедерации как формы государственно-территориального устройства не существует. Хотя в официальном названии Швейцарского государства присутствует слово конфедерация. Но по сути Швейцария – не конфедерация, т.к. субъекты не имеют самостоятельности как суверенные образования.

США до 1781 года были конфедерацией.

Германский союз несколько десятилетий в 19 веке являлся конфедерацией.

В настоящее время в мире имеют место противоречивые тенденции в развитии государственно-территориального устройства. С одной стороны существует тенденция к образованию самостоятельных национальных государств. С другой стороны – тенденция к появлению новых форм объединения государств, которые ранее были не известны: Европейское экономическое сообщество. Европейский Союз, СНГ и т.д.

 

Третьим элементом формы государство является государственно-правовой режим.

Государственно-правовой режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В юридической литературе наряду с термином «государственно-правовой режим» используется термин «политический режим».

Понятие «политический режим» является более широким, т.к. охватывает все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, различные движения и ассоциации.

История государственности знает много разновидностей государственно-правовых режимов.

Чаще всего для классификации государственно-правовых режимов используется такой критерий как «демократизм средств и методов осуществления государственной власти».

На основе данного критерия выделяют:

- демократический режим;

- антидемократический режим.

Характерные черты:

1. плюрализм в общественной жизни. Это проявляется в наличии и деятельности множества политических партий, других общественных объединений, организаций, которые представляют различные слои населения;

2. свобода личности в экономической сфере.

3. принцип разделения властей.

4. существуют эффективные механизмы воздействия населения на характер государственной власти. Например, выборы, свобода СМИ, референдумы и т.д.

5. гарантированность прав и свобод граждан. Личность в условиях демократического режима защищена от произвола и беззакония.

6. в условиях демократического режима учитываются интересы не только большинство, но и меньшинства.

7. в условиях демократического государственно-правового режима существуют и легально действуют оппозиционные партии.