Субъект культуры

Культурная идентичность

Субъект культуры

Основные вопросы темы

Лекция 8 Человек как субъект культуры

Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации. Человеческие качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности. Таким образом, человек и культура - это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Мировая культура - это результат совокупной деятельности родового субъекта - человечества.

Понятие "человечество" употребляется для обозначения предельных общих качеств субъекта культурно-исторической деятельности. В реальности живут и действуют конкретные люди, поэтому первичным субъектом культуры является личность, которая персонифицирует социально-историческую деятельность человечества, выступает конкретным творцом материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности, как субъекта культуры, детерминирована наличной культурой, присущими последней кодами, матрицами, стереотипами. Творческий потенциал личности определяется полученными (усвоенными из предшествующего опыта) и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Будучи носителем освоенной культуры, личность, как субъект культуры, нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей (познавательных, аксиологических, художественных и коммуникативных), индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура, характер общественных отношений не всегда создает для этого условия, ограничивает или сдерживает ее активность.

Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп малая (контактная) группа (семья круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.

Каждое из этих социальных объединений по-своему, в соответствии со своими социальными предназначениями, присущим ему способом социального взаимодействия и деятельности, реализует себя в качестве субъекта культуры.

Например, к малым социальным группам относятся добровольные профессиональные ассоциации (они объединяют творцом, способствуют их профессиональному росту, защищают их права), специализированные объединения и кружки (кружок петрашевцев), круг поклонников (музыкальной группы, какой-то религии), культурные срезы (интеллигенция осуществляет духовную поддержку культуре в целом или ее отдельным видам и направлениям), семьи (в них происходит первичная социализация и инкультурация человека).

К большим же социальным группам относятся этносы (племена, народности нации - устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка), профессиональные группы (создатели, исследователи, хранители и исполнители художественных произведений), непрофессиональные группы (зрители, читатели, поклонники - также приобщены к культуре), аудитории (читательская зрительская).

Первоначально понятие "личность" (prosopon) означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре, В средние века появляется идея уникальности личности и ее самоценности. Современное понимание личности в культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки. Понятие "личность" (которое подчеркивает в человеке самостоятельность, значимость и сознательно-волевое начало) связывается с понятиями "индивид" (отдельно взятый человек, представитель какой-либо социальной группы) и "индивидуальность" (оригинальность, неповторимость человека, многообразие его способностей). Проблема личности - это проблема свободного выбора и социальной ответственности.

Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура - это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Для человека, только что родившегося, культура - уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Таким образом, первый путь, каким происходит развитие личности, - это воспитание. Из биологического организма ребенок превращается в разумное существо, способное к труду и творчеству. Процесс формирования личности ребенка и его приспособление к жизни в обществе называется социализацией.

Социализация - это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта.

Одним из важнейших способов, влияющих на формирование личности, является установившаяся в культуре система ценностей. В ситуации выбора между возможными способами удовлетворения своих потребностей люди отдают предпочтение тому способу, который в ими принятой шкале ценностей ценится наиболее высоко. Опираясь на систему ценностей, человек ведет себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, опираясь на принятые "образцы" действий, "образцы" поведения, установленные в рамках культуры.

Слагаемые личности, которую формирует культура, следующие: в процессе социализации личности ей передается ряд ценностей и их систем; среди них - культурный идеал личности (первое слагаемое); социальные роли, играемые личностью в течение его жизни (второе слагаемое); субъективно отраженное "я" - комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих (третье слагаемое). Интеграция этих элементов создает социальную личность индивида.

К способам передачи социального опыта относят такие механизмы культуры как: инкультурация.

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, в культуре. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как лингвистическая система, ценностно-смысловые ориентиры, процедуры развития творческой деятельности, совокупность накопленных достояний в культуре. Наиболее важным в этом процессе для современного человека становится овладение знанием.

Особое значение в формировании личности имеет процесс идентификации себя с миром той культуры, в которой происходит его становление и развитие.