Лекция 1 Введение. Культурология в системе гуманитарных наук

Содержание

НИЖНИЙ НОВГОРОД 2011

Краткий конспект лекций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

С.Р. Попков

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СПИСОК литературЫ

1. Глущенко Е.В., Глущенко И.Н. Разработка управленческого решения – Железнодорожный: ТОО НПЦ “Крылья”, 1997.

2. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. 1999

3. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998.

4. Ларичев ОМ. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных странах: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Университетская книга Логос, 2006.

5. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: Дело, 2004.

6. Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений – М.: ИНФРА – М, 2001.

7. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001.

8. Смирнов Э.А. Управленческие решения– М.: ИНФРА – М, 2001.

9. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения– М.: ИНФРА – М, 2002.

10. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. – М: ИНФРА – М, 1996.

11. Эддоус М., Стэнсфил Д.Р. Методы принятия решений. – М: ЮНИТИ, 1997.

 

Лекция1 Введение. Культурология в системе гуманитарных наук
Лекция 2 Основные культурологические школы
Лекция 3 Культура и цивилизация
Лекция 4 Онтология культуры
Лекция 5 Аксиология
Лекция 6 Динамика культуры
Лекция 7 Семиотика: язык и символы культуры, культурные коды
Лекция 8 Человек как субъект культуры
Лекция 9 Межкультурная коммуникация
Лекция 10 Типология культуры
Лекция 11 Место и роль современной России в мировой культуре.
Лекция 12 Техника как социокультурное явление. Культура и природа
Лекция 13 Тенденции культурной универсализации в мире

Основные вопросы темы:

1 Этимологический смысл термина «культура», его происхождение, многообразие и многозначность. Основные функции культуры.

2 Становление понятия «культура» в культурологической традиции человечества. Основные подходы к пониманию сущности культуры.

3 Предмет, метод и задачи культурологии как науки. Культурология в системе современных наук

1 Этимологический смысл термина «культура», его происхождение, многообразие и многозначность. Основные функции культуры

Слово «культура» – одно из самых распространенных в словаре современного человечества. В переводе с латинского (cultura) оно означает – «возделывание», «обработка», «улучшение», «уход», и в классической латыни употреблялось, как правило, в значении обработки почвы, земледельческого труда. Один из трактатов о земледелии Марка Порция Катона (234-149гг. до н.э.), который примерно по – латыни звучит как «агрикультура» (agri-cultura), посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, предполагающему не только возделывание почвы, но и особое душевное отношение к нему – почитание, поклонение. Таким образом, слово «культура», предполагавшее человеческую деятельность, противостояло слову «natura» - означавшее природу, естественное. Позднее в трудах римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43гг. до н.э.) встречается иное расширительное и переносное толкование. Слово «культура» отрывается от земельной почвы и соотносится с разумностью. В знаменитых «Тускуланских беседах» Цицерон, говорит «о культуре духа или ума». Говоря о возделывании, он имел в виду обработку, совершенствование души – cultura animi. Если вспомнить Катона, то и здесь можно обнаружить смысл, который он вкладывал, говоря, что обработка почвы невозможна без особого душевного настроя. Следовательно, по Цицерону, философия это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему. С этими двумя основными значениями, слово «культура» вошло во все романские языки. Со временем в этих и других языках слово «культура» стало употребляться и в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.п. В этом состоит суть светских подходов к рассмотрению «культуры».

С религиозной точки зрения «культ» (от лат. cultus) означает систему догматов, обрядов и обычаев определенной религии. Близок к этому понятию другой термин – «оккультный» (от лат. occultis – тайный, сокровенный) предполагавший сакральные (священные) обряды в честь Бога или человека с целью снискать его расположение (благословение) и получить помощь или почтить его память. К числу последних относятся Культ мертвых и Культ предков, восходящие к прагреческим (Греция) и праэтрусским (Рим) традициям. К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества (процессии, танцы) и молитвы. Наряду с культами официальных религий, существовали отделившиеся от них мистериальные культы (орфиков, гностиков, поклонников Митры – в античности, «культ» искупления – в христианстве). В эпоху средневековья слово культ употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало точку зрения христианской религии на совокупный порядок мироздания, который, согласно христианскому вероучению, воссоздается только в религиозном культе. Признавая, что религиозная деятельность и культовая обрядность – одна из фундаментальных характеристик истории человеческой культуры, все же отметим, что культура не сводима к религиозной вере и религиозному культу. Светская культура, в отличие от религиозной, строится вне и помимо культа на базе рационалистического научного миропонимания.

Культура – весьма многогранное явление, а проявления ее бесконечны. Так, можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, американской и Америки), о религиозных культурах (буддистской, конфуцианской, христианской, исламской), культурах различных социальных и профессиональных групп (духовенстве, рыцарстве, городской, сельской и т.д.) и даже культуре отдельных личностей (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ганди и др.).

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов. Уже в 1952г. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон собрали 168 дефиниций понятия «культура» со времен классика культурологии Э.Тейлора и ко времени переиздания их труда в 1964г., количество определений достигло 257. По мнению советского исследователя П. Кертмана, их число в наши дни не менее чем удвоилось.

В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. Ряд ученых выделяют следующие виды определений:

– описательные (простое перечисление элементов и проявлений культуры);

– антропологические (совокупность продуктов человеческой деятельности);

– ценностные (совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми);

– адаптивные (приспособление человека к природной среде);

– исторические (продукт истории и передачи исторического опыта от поколения к поколению);

– функциональные (функции, которые культура выполняет в обществе);

– семиотические (система знаков);

– символические (символы в культуре);

– герменевтические (множество текстов, интерпретируемых и осмысливаемых людьми);

– психологические (социально обусловленные особенности человеческой психики);

– дидактические (то, чему научился человек, а не унаследовал генетически);

– социологические (фактор организации общественной жизни).

Другие (Кертман) пытаются свести огромное разнообразие определений культуры к трем основным подходам: антропологическому, социологическому и философскому.

Сторонники антропологического подхода полагают, что культура неотъемлемый атрибут любого человеческого общества. Достоинство этого подхода (концепция «эквивалентных культур») – в направленности против «европоцентризма», деления народов на «исторические» и «неисторические», «культурные» и «некультурные». Вместе с тем, оставляя в стороне вопрос об уровне развития культуры, критериях ее оценки, прогрессе и регрессе культуры человечества, этот подход носит релятивистский характер, за что подвергается серьезной критике со стороны его противников.

Социологический подход (основоположник Э.Тейлор) строится на выделении из всей совокупности общественной жизни тех элементов и явлений, которые только и можно отнести к культуре. Это – знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества. Заслуга «социологического» подхода – выделение из сферы общественной жизни тех явлений, которые только и относятся к культуре. Недостаток – не только в сложности самого выделения этих явлений, но и в понимании их не как простой суммы выделенных элементов, а как системы или целостности.

Философский подход настаивает на необходимости высокого уровня абстрагирования при анализе явлений культуры, когда культура рассматривается как явление, выделяемое из процесса общественной жизни только аналитически, а изучается средствами логического анализа. Признавая достоинства изучения культуры теоретически, сторонников философского подхода критикуют за пренебрежение культурной конкретикой.

Таким образом, каждый из приведенных здесь подходов имеет свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать при исследовании сложного феномена культуры.

Предначертанная культуре задача – связывать людей в единое человечество – находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они по-разному. Наиболее общепринятый перечень основных функций культуры в обществе следующий.

Адаптивная функция (от лат. adaptatio – приспособление к среде) – обеспечивает адаптацию человека в окружающей природной и социальной среде. Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. На протяжении всей истории человечества людям приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных врагов. Биологическая неприспособленность рода человеческого обернулась способностью осваивать любые природные условия, приспосабливаться к условиям социальной среды.

Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение в способности культуры накапливать знания, сведения и информацию и передавать их от поколения к поколению. У познавательной функции культуры – двойная направленность: с одной стороны – систематизация знаний и раскрытие законов развития природы и общества, с другой – познание человеком самого себя.

Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, по Э.Тайлору, несет в себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельным черепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого, так же как этнограф – быт и верования древнего народа.

Коммуникативная функция формирует условия и средства человеческого общения. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом вначале путем жестов и звуков, затем членораздельной речи. Изобретение письменности, специальных средств связи, а ныне компьютерных (интернет) сетей делает доступным мгновенное вступление в контакты с любым источником информации в любом районе земного шара.

Регулятивная (или нормативная) функция проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности. Регулятивная функция осуществляется на целом ряде уровней: на уровне морали, на уровне права, на уровне обычаев и обрядов. Помимо этих основных уровней регулятивная функция проявляется на повседневно-бытовом уровне – в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. На этом уровне формируются правила «хорошего тона» («bon ton» contra «move ton»), которые характеризуют культурного человека.

Аксиологическая (ценностная) функция культуры способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, полезное и вредное, добро и зло, прекрасное и безобразное.

Интегративная функция культуры способствует объединению народов, социальных групп, государств. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, и, в конечном счете, на осознание единства всего человечества.

Рекреативная (или компенсаторная) функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Функция социализации (или человекотворческая) связана с задачей включения индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества.

В этом смысле человекотворческая функция является главной, синтезирующей все основные функции культуры в обществе.

2 Становление понятия «культура» в культурологической традиции человечества. Основные подходы к пониманию сущности культуры

Греческая античность знаменует начало европейской культурной традиции. Именно грекам принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор. Греки чрезвычайно беспокоились процессом подготовки граждан в античном полисе, формированием зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили термином «пайдейя» (pais – ребенок). Греческая «пайдейя» включает всю совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности и образования человека, необходимых каждому полноправному гражданину греческого полиса. Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. В этом смысле основные ценности греческой «пайдейи» выходят за пределы сугубо педагогической сферы и формируются как нормы и образцы поведения человека – гражданина. Древнеримские мыслители внесли свой вклад в понимание культуры. Прежде всего, они провозгласили культуру противоположностью варварству, а Римскую республику – государством культуры. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, что характерно для Греции. Подлинная культура, по Цицерону, заключена в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Универсальным средством решения жизненных противоречий является для великого оратора – слово. Но поскольку культура слова является привилегией немногих, Цицерону инкриминируют аристократический, элитарный подход к пониманию культуры.

Средневековье вынесло культурный идеал за границы реального бытия. Наиболее развернутое христианское понимание культуры принадлежит религиозному мыслителю Средневековья Августину Блаженному (354-430гг.) Согласно его учения, жизнь по Богу является единственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство нематериальной души под бренным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам материального мира. Добродетель тем выше, чем большим количеством вещей пренебрегает человек. Это объясняет августиновское разграничение благ человеческой жизни на те, которые следует любить и лелеять – это любовь к Богу и на те, которыми нужно только пользоваться – это все блага и вещи реального мира. Христианское противопоставление природы и благодати породило идею бесконечного самосовершенствования человека, для которого культура стала формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в Боге.

Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Гордость и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека этой эпохи. Теоцентризму христианской эпохи противопоставляют антропоцентризм, когда человек выступает не просто сотворенным существом, а творцом самого себя, и этим он отличается от природы. Вот почему в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника. В ней наиболее полно воплощается самая глубокая идея Ренессанса – идея человека – творца, вставшего на место Бога. Таким образом, понятие культура приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Мыслители XVII-XVIIIbb. в центр общественной жизни ставят разум человека. «Знание – сила» – утверждал английский философ Ф.Бэкон. «Я мыслю – следовательно, я существую» – провозглашает великий француз Р.Декарт. XVIII век становится веком интеллектуального штурма идеи культуры.

В XIX-ХХ вв. на базе предшествующего знания сложились разнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшей исследовательские предпочтения той или иной области знания: общественно-историческая школа (О.Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби), натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг, Б.Малиновский, К.Лоренц), социологическая школа (П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс, М.Вебер, Э.Дюркгейм), символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс), игровая школа (Г. Гессе, Йохана Хейзинги).