Лекция 3-4. 19.09.2012

Стадия репрезентативного мышления

От 2 до 12 лет. Это мышление в плане представлений. Репрезентативный интеллект — интеллект по отношению к предметам, которые в видимой зоне отсутствуют. Появляется мышление. Нужно 10 лет жизни, чтобы сформировался внутренний умственный план деятельности. Во внутренней структуре деятельности формируются конкретные операции. Так же есть подпериод подготовки и подпериод её осуществления.

Стадии в широком смысле слова — синоним периодов развития, стадии в узком смысле — шаги, кот. необходимо пройти, чтобы структура сформировалась.

Семиотическая функция мышления. Семиотика — наука о знаках (символы и знаки). Или стадии формирования знаково-символической функции мышления. От 2 до 5 лет.

В этом возрасте ребёнок начинает различать обозначаемый предмет и средства его обозначения (обозначающие). Формируется внутренний умственный план мышления. Мы не можем перенести стол и т.п. в нашу голову, но они существуют в голове с помощью семиотических средств. Это осуществляется благодаря:

· Отсроченная имитация (подражание) — воспроизведение объекта спустя какое-то время после того, как этот объект ребёнок видел.

Представим себе ребёнка третьего года жизни. Мы показываем, как летит самолёт, едет поезд, ползёт черепаха. Ребёнок спустя какое-то время показывает это. Наши образы формируются на основе телесного воспроизведения объекта, всё начинается с действий, включая наши образы.

· Игровой символ — обозначения одного предмета с помощью другого предмета. Например, мел может обозначать кусочек сахара, машину, кровать и т.д. Это своеобразная речь ребёнка, которую ребёнок изобретает сам. К средствам обозначения относится рисунок.

Французский учёный Люке изучал изобразительную деятельность ребёнка, выделил её этапы. На основе рисунка формируется умственный образ у ребёнка. Умственный образ по Пиаже — интериоризированный рисунок, который мы припоминаем каждый раз.

· Речь. Чтобы речь была полноценной, она должна опираться на все семиотические средства, которые свойственны ребёнку в данное время. Символы изобретаются самим ребёнком и имеют сходство с изображаемым объектом. Знаки усваиваются ребёнком (не изобретаются). К знакам относится речь.

Если с интеллектом всё в порядке, то и с другими сторонами развития всё будет более-менее хорошо. Поэтому теория Пиаже так важна.

Вопрос экзамена: факты Пиаже. В научном творчестве Пиаже есть два больших периода: дооперациональный (анализ на основе речи ребёнка, открытие эгоцентризма на основе большого количества фактов) и операциональный (открытие стадий интеллектуального развития ребёнка).

Вопрос экзамена: эгоцентрическая речь в концепции Пиаже и в концепции Выготского. Статья Выготского «Мышление и речь». Пиаже: эгоцентрическая речь — речь со своей т.з., она с возрастом отмирает. Выготский: эгоцентрическая речь — речь для себя, она переходит во внутреннюю речь, это форма внутренней речи.

Социализация по Пиаже — это преодоление эгоцентрических установок, которое происходит во взаимодействии между людьми (со взрослыми, со сверстниками). Важнее отношения кооперации, т.к. в них есть споры и дискуссии, и, следовательно, необходима аргументация своей точки зрения, понимание чужой.

«Точка зрения Пиаже», «Теория Пиаже» — книги, написанные Пиаже. В них он предлагает следующее деление развития интеллекта:

Критерий интеллекта Периоды Подпериоды Стадии
Постоянство объекта Сенсомоторный интеллект (0-2 года) A: подготовка B: осуществление 1. упражнение рефлексов 2. элементарные навыки, первичные круговые реакции 3. вторичные круговые реакции 4. начало практического интеллекта 5. третичные круговые реакции 6. начало интериоризации схем действий
Инвариантность свойств объекта Репрезентативный интеллект, или стадия конкретных операций (2-12 лет) A: подготовка B: осуществление 1. семиотическая (2-5) 2. интуитивное мышление (5-7) 3. конкретные операции (7-12)
  Формальные операции (12-15 лет) A: подготовка B: осуществление 4 стадии

Мы можем судить о той или иной структуре интеллекта, опираясь на критерии. 1) Постоянство объекта. Ребёнок знает, что предмет существует даже тогда, когда он его не видит.

Формирование семиотической функции мышления (символы, знаки). Формируется в возрасте от 2 до 5 лет. Есть символы, с помощью которых ребёнок обозначает объекты внешнего мира (отсроченная имитация). К символам относится игровой символ, когда с помощью одного объекта можно изобразить другой предмет. К символам так же относится рисунок ребёнка.

Франц. учёный Люке, стадии реализма (по рисунку ребёнка):

1. случайный реализм — каракули, которые ребёнок оставляет, двигая карандашом по бумаге. Эти каракули на что-то похожи, поэтому ребёнок может дать название своему рисунку.

2. неудавшийся реализм — у ребёнка есть желание нарисовать человека, а получается головоног.

3. интеллектуальный реализм — рисунки, которые мы наблюдаем у детей 5-6 лет. Это рисунки, где предмет изображается с теми свойствами, которые ему принадлежат. Сначала рисует скелет, затем штаны, в штанах карманы, в карманах кошелёк, а в кошельке монетка. Такой детский рисунок называют рентгеновским.

4. визуальный реализм — появляется у детей младшего школьного возраста. Ребёнок рисует предмет так, как он их видит. Появляется перспектива, движение.

«На основе анализа рисунков детей можно дать характеристику уровня умственного развития ребёнка», — заметил Пиаже.

А.Л. Венгер: как оценивается детский рисунок с т.з. нормы ребёнка и отклонений.

К символам относится и умственный образ — рисунок, кот. мы осуществляем в уме, когда нам какой-то предмет надо придумать.

К знакам относится речь ребёнка. Речь не изобретается ребёнком, она усваивается, не имеет сходства с изображаемым предметом.

Символы и знаки — семиотическая речь ребёнка.

Символы и знаки нужны для того, чтобы сформировался умственный план действий, но переход схемы действий во внутренний план — очень сложный процесс, он нуждается в материальных опорах, нужны внешние костыли, которыми первоначально служит для ребёнка символ.

Очень важно, чтобы в этот период у ребёнка были все виды деятельности для формирования умственного плана действий.