В современных условиях
Роль и место безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях
Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Литература
1. Виноградов И.М. Основы теории чисел. – М.: Наука, 1981.
2. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. – М.: Наука, 1971.
3. Лидл Р., Нидеррайтер Х. Конечные поля. – М.: Мир, 1988.
4. Menezes A., van Oorschot P., Vanstone S. Handbook of applied cryptography. CRC Press, 1997.
5. Ростовцев А.Г. Алгебраические основы криптографии. – СПб.: НПО «Мир и семья, ООО « Интерлайн», 2000.
6. Иванов М.А. Криптографические методы защиты информации в компьютерных системах и сетях. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001.
7. Штанько С.В. Эллиптические кривые в криптографии // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. 2003. № 2. С. 65 – 74.
8. Тарабанько А.В., Кучеров М.М. Реализация протокола проверки знания с использованием эллиптических кривых // Безопасность информационных технологий. 2001. № 2. С.61 – 63.
[1] Леонард Эйлер (1701-1783)
[2] Эварист Галуа ( 1811 – 1832 ) – французский математик Galois Evariste.
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает около 35 тысяч человек, происходит более 30 тысяч убийств, десятки тысяч людей становятся жертвами алкоголя, тысячи погибают на производстве, сотни тысяч получают травмы и увечья.
Обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск.
Наша учебная дисциплина решает следующие задачи:
- идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность, причины и др.;
- профилактика идентифицированных опасностей;
- действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определённых условиях, именуемых причинами.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Триада «опасность – причины – нежелательные последствия» – это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб.
Как повысить уровень безопасности?
Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:
- совершенствование технических систем и объектов;
- подготовка персонала;
- ликвидация последствий.